Оригинал взят у
samsebeskazal в
Первый в мире хайвей. Часть первая.Существует множество вещей, которыми мы пользуемся каждый день и о происхождении которых почти не задумываемся. Вот вы знаете где и когда появился первый светофор, дорожный знак, автоматическая заправочная станция или платная парковка? И я нет (ну кроме светофора). Но где-то же они появились впервые. Совершенно неожиданно для себя я узнал, что первая в мире скоростная автомобильная дорога появилась рядом с Нью-Йорком и произошло это аж в 1908 году. Неожиданно, потому, что этот факт нигде особенно не афишируется. Про саму дорогу информации достаточно, но вот то, что она была первой, почти нигде почему-то не упоминается.
Сегодня, когда миллионы автомобилей мчатся по бескрайним американским хайвеям, мало кто из их водителей задумывается о том, как все начиналось. А ведь в 1908 году мир был совершенно другим. Автомобили только появились на свет и с большим трудом начали отвоевывать жизненное пространство у лошадей, трамваев и пешеходов. Битва эта шла в основном на улицах городов, по которым тогда передвигалось большинство автомобилей. Загородные грунтовые дороги и отсутствие инфраструктуры превращали любые поездки между населенными пунктами в настоящее приключение. Ну и не надо забывать, что в те времена автомобили были по большей части роскошью и считались "cамой хрупкой и капризной вещью на Земле". Главными препятствиями на пути автовладельца жившего в самом начала 20-го века были хаотично двигающиеся по проезжей части пешеходы, загруженные трамваями и лошадьми улицы, нерегулируемые перекрестки и железнодорожные переезды.
Дорожную обстановку того времени очень хорошо передает этот короткий фильм, снятый в Сан-Франциско в 1906 году.
Светофоры на скорость движения никак не влияли по той простой причине, что их тогда еще не существовало. Первый светофор появится в Америке в штате Огайо в 1914 году, а до Нью-Йорка они добрались только к 1917. Новая дорога названная "Лонг-Айленд-Мотор-Парквей" была спроектирована так, чтобы водители могли избежать всех этих проблем. Она был первой в истории построенной исключительно для движения автомобилей. Движение гужевого транспорта, грузовиков, велосипедистов и пешеходов на ней было запрещено, а нарушителей строго наказывали. На всех пересечениях с другими дорогами и железнодорожными путями были обустроены путепроводы. Съезды и заезды напоминали современные развязки. Дорога имела подушку, бетонное покрытие и специальные ограждения. Повороты были сделаны с небольшим наклоном проезжей части, как на гоночных треках, что позволяло развивать максимальную скорость едущим по ней автомобилям. Дорога была платной и не имела ограничений скорости. Звучит фантастически, правда?
Молодой Уильям Киссам Вандербильт II, по прозвищу Вилли Кей, был правнуком основателя династии Корнелиуса Вандербильта, заработавшего свое состояние на железных дорогах и пароходных линиях. Родившийся в 1878 году и не обремененный, по большому счету, ничем, кроме траты огромного состояния, он был страстным поклонником всего, что быстро движется. Начав со скачек, он увлекся парусными гонками, и в 1900 году на своей 70-футовой яхте Вирджиния, названной им в честь своей молодой жены, выиграл престижную гонку Sir Thomas Lipton Cup (это тот самый Липтон, что торговал чаем). Но больше всего он был одержим автомобилями. Автоспорт стал главным увлечением его жизни. Вилли Кей лично установил мировой рекорд скорости в 1904 году, разогнавшись на своем Мерседесе до скорости 92,3 мили в час, побив в этом Генри Форда, который месяцем раньше смог разогнался только до 91,37 мили/ч.
Но ему было мало лишь участвовать в гонках. Он активно популяризовал автоспорт и в 26 лет организовал собственный кубок, ставший самым первым международным автомобильным соревнованием на территории США. Главным трофеем был серебрянный кубок, стоимостью 2 000 долларов, изготовленный по специальному заказу компанией Тиффани.
Несмотря на то, что начало 20-го века было зарей автомобилизма, для людей увлекавшихся автомобильными гонками стало очевидно техническое отставание американского автопрома от европейского. Ни одна из американских машин не могла выиграть ни одного престижного кубка. У гонщиков не хватало опыта и очень часто подводила техника. Дабы зародить здоровую конкуренцию и дать толчок к развитию американской автомобильной промышленности и был учрежден Кубок Вандербильта. Надо сказать, что это было довольно мудрое и дальновидное решение для 26-летнего богатея.
Первая гонка на кубок Вандербильта прошла в 1904 году по грунтовым дорогам общего пользования на Лонг-Айленде. Протяженность трассы составила 30 миль. В 1906 году в соревновании учавствовали автогонщики из США и Европы, а чтобы посмотреть на гонку собиралось больше 200 000 зрителей. Это было соревнование не только на скорость, но и на надежность и, если так можно сказать, удачность конструкции автомобиля. Несмотря на то, что в соревновании участвовали машины известных марок, серийных экземпляров среди них не было. Все они строились специально для подобных гонок. По современным меркам это были крайне опасные и совершенно архаичные конструкции с мощными, но очень капризными моторами, ненадежными тормозами, некачественной резиной, отсутствующей подвеской, примитивным рулевым управлением, кузовами из дерева и такими удивительными техническими решениями, как, например, ручной бензонасос. Поэтому рядом с водителем в машине всегда ехал механик, который качал бензин и был готов устранить любую поломку в дороге. О таких вещах, как ремни или рамы безопасности тогда не догадывались. Фактически это были слабоуправляемые телеги мчавшиеся по плохой дороге с безумной скоростью. Любая ошибка в управлении могла стоить жизни водителю, механику или случайному зрителю. Чаще всего страдали механики, так как они не всегда следили за трассой, не знали, когда будет торможение, резкий поворот или разгон и запросто могли выпасть из несущегося на всех парах автомобиля.
Некоторые из машин поражают воображение до сих пор. К примеру, в 1906 году в гонке участвовал автомобиль Stanley Steamer на паровой тяге. Это был настоящий стим-панк. Зрители, недолго думая, окрестили автомобиль "летающим чайником". Этот совершенно чудовищный агрегат в том же году умудрился поставить мировой рекорд скорости, разогнавшись до 200 км/ч. Можете себе такое представить? Один нескольких сохранившихся Stanley Steamer сейчас находится у Джея Лено в гараже.
В 1906 году на кубке Вандербильта случается первое происшествие - автомобиль на высокой скорости вылетает с дороги, в результате чего гибнет один из зрителей. Лично я, честно говоря удивлен, что погиб всего один. Достаточно посмотреть на кинохронику тех лет, чтобы понять насколько безумным и опасным было это занятие. Жертвы среди участников и зевак были не редкостью во время подобных соревнований.
Вандербильт принимает решение о строительстве новой гоночной трассы, которая будет совершенно безопасна как для гонщиков, так и для зрителей. Плюс она позволит максимально использовать скоростные возможности автомобиля и выведет соревнования на совершенно иной уровень. В том же 1906 году Вандербильт учреждает компанию, которая займется строительством новой трассы. В правление входят такие известные личности, как Генри Форд (тут объяснять не надо), Джон Джекоб Астор IV (один из богатейших людей того времени), Август Бельмонт (основатель компании IRT, построивший первую подземную ветку метров в Нью-Йорке), Фредерик Бурн (президент компании Зингер) и другие. На банкете, посвященном созданию компании, Вандербиль говорит, что если проект будущей дороги окажется успешным, то он обязательно получит развитие и в других городах Америки.
Концепция новой дороги была довольно оригинальна и состояла в том, чтобы построить полноценный гоночный трек, на котором будут проводится ежегодные соревнования, а в остальное время все желающие смогут пользоваться дорогой чтобы добраться по ней из Нью-Йорка в центр Лонг-Айленда, при этом максимально используя скоростные возможности своего авто. Фактически, это было единственное место в стране, где совершено свободно и безопасно могли погонять на своем автомобиле все желающие. Т.е. это был хайвей построенный по стандартам гоночной трассы. Хотя это не очень верно. Стандартов тогда еще не существовало. Создатели дороги, фактически, были пионерами в этом деле. Несмотря на то, что автогонки зародились во Франции, первая гоночная трасса появилась в Новом Свете. Ей был ярмарочный ипподром в Ноксвилле, штат Айова. Первая гонка прошла там в 1901 году. Первой в мире трассой построенной исключительно для автомобильных гонок был кольцевой гоночный трек построенный в Бруквилле (Англия) в 1907 году. Это случилось всего за год до появления "Лонг-Айленд-Мотор-Парквей".
Место для строительства было выбрано очень удачно. Дорога была проложена вдоль "Золотого побережья Лонг-Айленда", где селились самые богатые и знаменитые люди той эпохи, т.е. те, кто в основном и владел автомобилями в то время. К финансированию проекта Вандербильт привлек крупный бизнес и членов самых влиятельных семей Лонг-Айленда. При этом многие не разделяли страсти Вилли Кея к автоспорту, но прекрасно понимали, какие возможности им даст новая дорога и насколько она сократит время в пути из Манхеттена. Каждый видел для себя определенную выгоду. Землевладельцы были уверены, что ее строительство увеличит стоимость окрестной недвижимости. Производители шин и авто были намерены использовать дорогу в качестве испытательного полигона для своей продукции.
Начало строительных работ затянулось на два года из-за проблем с выкупом земель. Из-за этого гонка 1907 года была отменена. В 1908 году работы наконец начались.
Проект активно продвигался и рекламировался на страницах американской и мировой прессы. На церемонии закладки нового хайвея были произнесены следующие слова - "В ближайшем будущем автомобиль произведет революцию в мире. Дороги будут все больше совершенствоваться и расстояния перестанут быть важны. В результате люди смогут комфортно жить в других местах и добраться в столь отдаленные уголки, о каких они раньше не могли и помыслить. Откроется множество неизвестных доселе мест и радость от их исследования станет доступна тысячам обычных людей".
На строительстве дороги были задействованы рабочие-итальянцы, которые почти не говорили по-английски. Труд был преимущественно ручным. Сначала зачищали участок по которому должна была пройти будущая дорога, рубили стоявший там лес и выкорчевывали пни. Потом, при помощи паровых тракторов и лопат, снимали верхний слой почвы и вывозили его на запряженных лошадьми повозках. Стройка была настоящим симбиозом технологий прошлого и будущего. Мощный трактор, громыхая своей паровой машиной, тащил за собой плуг, которым снимал дерн, а рядом с ним шла запряженная кобылой повозка в которой везли воду для его котла. Всего на стройке будущего хайвея было задействовано около 600 человек. Первый 9-мильный участок был открыт в 1908 году, а на строительство всей дороги ушло три года.
Продолжение следует... Там будет о том, как сложилась судьба дороги и о том, как она выглядит сегодня.
Мой Facebook, куда я каждый день выкладываю то, что мне нравится. Всех желающих добавляю в друзья.
Мой канал на youtube, куда я выкладываю видео. Часть из них попадает в блог, а часть доступна к просмотру только там.
Мой Flickr для любителей смотреть картинки без подписей. Почти все фото для моего журнала лежат там.