Г. А. В. Траугот ч. II «Мир слишком велик!»

Jan 11, 2024 23:12







В первой части рассказа о волшебных иллюстрациях Г. А. В. Траугот к сказкам Г.-Х. Андерсена речь шла о книге, изданной в 1979 г. (тираж 100 000 экз.), а сейчас поговорим об издании сказок 2013 г. ООО «Речь» (тираж 5000 экз.) и переиздании 2016 г. (доп. тираж 4000 экз.).



Тоже замечательная книга. Рисунки несколько отличаются от издания 1979 года - и это прекрасно, потому как можно положить книги рядом, переворачивать страницы, рассматривать изменения и отдавать должное каждой акварели, пропуская её сквозь призму души. Отличие в двух книгах лишь одно: первая - любовь вечная.



Два разворота 1979 года.



Слева любимейшая иллюстрация к «Пастушке…»: гордая головка в золотой шляпке, платье «полонез» со шнуровкой сзади, как у леди, бантик на трости-посохе прикреплен изысканной цепочкой, грациозные ножки в четвёртой балетной позиции порхают к милому юноше, витиеватый подсвечник с озаряющим светом, трубочист в изящном и сильном порыве к мечте, гибкая, как и хозяин, лестница, дарящий свободу светлый взгляд трубочиста.



Справа новые неповторимые Трауготы: пастушка уже с каким-то неуловимым налётом мещанства на фарфоровом личике, «полонез» со шнуровкой спереди, как у прислуги, подол платья не так скользяще-элегантен, как прежде, и заканчивается простеньким овалом, ножки в третьей балетной позиции - так трубочисту ещё сложнее подойти к девушке, бантик на посохе развязался, шляпка из итальянской соломки легкомысленна и совсем без золота; трубочист уже со страховочным тросом, взгляд у юноши вопрошающий. Совсем другие лица, совсем другие отношения!



И вместо свечи-надежды над головами влюблённых красуется сам «козлоногий обер-унтер-капитан-сержант» с чадящим огарком над фарфоровыми головами!



В книгах даже перевод разный, в сцене на крыше в первом случае пастушка восклицает, во втором всхлипывает. Присмотритесь к картинам: на первой - девочка растеряна, а трубочист нежен и печален, но всё равно влюблён и предан.



На второй - пастушка даже злится, что потеряла кусочек своего мещанства, отчаявшийся трубочист сломлен и с болью понимает, что из пыльного гнездышка уже не вырваться.
И так каждую акварель можно сравнивать бесконечно - Трауготы не повторяются. Какая же из иллюстраций ближе, выбирать сердцем.



Для меня самая печальная, самая трогательная и самая несправедливая сказка у Ганса-Христиана - «Девочка со спичками». Со слезами читала сейчас андерсеновскую притчу, до сих пор не могу для себя решить - прав ли автор. Мы не знаем, что там, за чертой. Пусть у девочки всё будет так, как в сказке, как в том вознесении «высоко-высоко, где нет ни голода, ни холода, ни страха». Я буду верить во встречу бабушки и внучки и пусть у них на облаках всегда будут мандарины, жареные гуси и волшебные фонарики!
А пока прекрасные картины любимых авторов. Без слов.









А вот «Стойкий оловянный солдатик» вызывает во мне совсем другие чувства, это сказка-надежда. Надежда - на встречу, на любовь, на чудо.



Надежда на возвращение.



Надежда, что ты не будешь один даже в самом пиковом случае!



Вопреки всем троллям мира даже потемневшая блёстка навсегда рядом с сердцем, потому что после сумерок неизбежно наступает рассвет!

winteriscoming, Великая сила искусства, picnic, memento, Г. А. В. Траугот, Личное, 象形文字

Previous post Next post
Up