http://www.mmipo.pt/ - сайт музея призрения, или сострадания, в Порту, Португалия.
Который мы посетили несколько дней назад.
Идём по улице, и видим на старинном здании над входом в музей:
"Что за хрень" - была первая мысль.
Но мы даже не подозревали, насколько эта хрень хреновастая и забористая. Босху нашему Иерониму даже не снилось.
Так вот, гуляем мы чинно-благородно промеж портретами донаторов, отписывавших в добровольно-принудительном порядке в 18-нач.20 вв целые состояния в фонд Дома Призрения калек, убогих, бездомных и сирых сирот и прочих обездоленных, где, по всей видимости, помимо их призрения, под шумок также разворачивались и целые научные эксперименты в области медицины, и вдруг натыкаемся на лёгкий когнитивный диссонанс:
"Странствующий отрок Иисус", 17 век.
Удивила нас шляпа отрока:
Терновый венец и гвозди распятия на шляпе детектед, всё норм.
Но - к чему ракушка - да кровоточащая из пяти ранок - да КРАСНОЙ кровью?? Всем известно, что у моллюсков кровь синяя. Точнее, голубая. Пурпурная. Кстати, Христос в сюжетах до распятия частенько изображался в пурпурных одеждах:
Жезл со светящимся рычажком и еще чем-то в навершии тоже показался прелюбопытным, да бог с ним.
Понедоумевав около кровоточащей ракушки, погадав, на что эта аллюзия призвана нам указать, - гвозди пришпилили Христа (гибридную "ракушку" с красной вместо голубой кровью?), мы вошли в залу, перед которой размещена эта картина с мальчиком-Христом:
И тут мы зависли надолго:
"Источник жизни", 1515г.
Вглядимсяжеж в "источник".
Гм. Так себе источник, на мой взгляд.
Хотели бы к нему, извиняюсь, припасть?
А вот окружающие эту ванну с кровью, по всей видимости, не прочь бы:
Как гласит табличка, это король португальский Мануэл (видимо, с женой и свитой).
(К слову, слева от короля и справа от королевы создания как клонированные, просто уменьшающиеся по мере удаления от королевских особ копии.)
Вот папа.
Перчатки (ещё) синие. Лицо доброе внимательное и изучающее. Прямо как у учёного-экспериментатора.
Одежды у царственных особ, как водится, в
гранатах.
На чаше с кровью, которая впоследствии трансформировалась в символическую купальню для крещения, помимо центральной надписи "источник жизни", еще две надписи:
"Источник призрения/милосердия" и "Источник сострадания".
Сострадание Христа выразилось в том, что он напоил красной кровью
порфиророждённых?
Об этом картина? Или как?
На секундочку, вокруг чаши с кровью стоят только знатные особы, лица у них ни разу не скорбящии, а скорее ожидающие раздачи слонов, что ли.
Простого краснокрового люда, которого впоследствии крестили огнём и мечом, тут не наблюдаем вроде.
Кстате, интересно, что означают жесты, наверное, девы Марии и ангела:
Кстате, о деве Марии опять. В соседнем зале выставлена статуэтка:
"Наша дама зачатия", 17 век.
Мне одной кажется, что здесь аллюзия на раздвоенный хвостик,
и моллюско-ракушечью тему - то ли на зелёной морской звезде стоит, то ли на кораллах или трубчатых молюсках каких-то?
Ну, да ладно, это так, домыслы.
Возвернёмся к тому, с чего начали.
И ЭТО САМОЕ ПОРАЗИТЕЛЬНОЕ.
В этом же зале с кровищей "источником жизни", в пяти метрах от полотна, мы видим:
Предположения возникли разные - от новой модели отопительного приспособления до забытой строителями телекоммуникационно трубы.
Тифлисец как инженер до мозга костей решил разобраться. Подошёл посчупать:
Не, не труба. The Хрень.
Выглядываем в окно зала музея Призрения, куда через стенку просочилась Хрень:
Ниже... ниже... :
И табличка на стене:
""Моя кровь - ваша кровь" и связь музея с городом.
Скульптура Руи (сорян, Хуи, в португальском произношении) Шафеша, лауреата премии Пессоа 2015г., рождается внутри помещения, в зале, где расположено полотно "Источник Жизни". Проходя сквозь стену, скульптура описывает полёт на улицу и осуществляет контакт музея с городом.""
Напомню, осуществляется данный контакт вот так:
Воооодддд.
Я стесняюсь, и даже извиняюсь за бурное воображение, но мне одной ли такая ассоциация в голову приходит:
Это, извиняюсь опять-таки, орган размножения головоногих,
гектокотиль...
(взято с тырнета).
В брошюрке видим эскизы скульптора:
Даже боюсь предположить, что, по задумке автора, должно капать с головки гектокотиля на головы проходящих по улице людей...
А теперь рассуждения. Автор целенаправленно разместил гектокотиль аккурат напротив картины, на эскизах расположение по отношению к картине особо подчёркнуто.
Вторая мысль - традиционно мантии порфиророждённой знати были фиолетового цвета, поскольку были пропитаны дорогущей краской из крови моллюсков. Впоследствии мантии знати стали красными. На картине мантии королевских особ тоже красные, а не фиолетовые.
Скульптор что-то знает и пытается увековечить в веках извините за тавтологию?
А если посмотреть простым незамутнённым взглядом обывателя. Заходит такой обыватель в зал музея. Там оттакая картина на религиозную тему. И - гектокоттиль.
Что к чему?!
"Будь верен королевскому внутри тебя"....
Будем?