Меня давно интересовал вопрос, - почему у людей не было истории (до наших сравнительно обозримых времен)? А та история, что была у людей, была историей богов, а не людей. Индийский эпос, греческая мифология, - это же не про людей. Про богов, полубогов, но не про человеческое общество
(
Read more... )
Кроме меня самого, разумеется ;)
Я обычно для объяснения несообразности рисую следующую картинку.
Возьмём песок, например, там, где его много. Рассмотрим песчинку. Сказать о ней многого мы не сможем. Возьмём другую - то же самое. Посмотрим на кучу песка, аналогично, ничего, кроме некоторых общих суждений, что вот намыло сюда песка, или нанесло ветром. Что песчинки - это давным давно окатаный обломочный материал первоначального каменного массива. Какой камень, такой и песок. И всё.
Однако, если мы будем всматриваться в линии, образуемые этим песком, то, рано или поздно, начнём узнавать в них те или иные образы. Называется парейдолия. Посмотрим на ребёнка, играющего в песке. Вот он лепит более чёткие образы. Если это не ребёнок, а художник, то слепленные им образы замка ли, лиц ли, будут выразительными, ясными и понятными. В любом случае у нас будет впечатление, что за этими фигурами прячется хоть какой-нибудь маломальский смысл. Но проходит время, и всё это в любом случае становится лишь кучей песка. И по прежнему, смысл, угадываемый за его линиями - смутен и маловнятен.
Но, совершенно очевидно, что угадываемый в линиях песка смысл не имеет никакого отношения к самому песку, или к способу, которым он здесь оказался.
Теперь возьмём и составим список событий, случившийся в том или ином небольшом регионе. Каждое событие - как песчинка. Чтобы образовалась хотя бы горка песка, песчинок должно быть ну очень много. Допустим, мы справились с поставленной задачей. Если мы начнём вглядываться в этот список событий, то невольно начнём в нём угадывать те, или иные житейские истории, драмы, успех и неудачи. Возможно, они покажутся нам связанными между собой тем, или иным образом, пришедшим нам в голову. Если мы добавим сюда описания происходящего от лица самих песчинок участников событий, то обязательно услышим о проблемах или горестях, а так же о виновниках этих бед. Противоположные стороны, разумеется, будут давать другие описания, и называть иных виноватых. И станет понятно, что эти сюжеты, во-первых, очень похожи на те, спонтанно узнаваемые образы на песке (ну или образы в облаках, кому не нравится песчаная тема, только там в роли образующего фактора выступают капельки воды и движения воздуха). А во-вторых, локальны, мелочны, и исключительно произвольны, то есть являются полным произволом их высказавших.
А теперь представим, что кто-то начнёт составлять летопись разводов на песке или пятен Роршаха в небе. Вот это и будет полный аналог истории.
Reply
гениально. очень похоже ведь!!
и хоть какой-то глобальный смысл, сопоставимый с масштабом пятна, этим "пятнам Роршаха" придает ИДЕОЛОГИЯ. и больше в ней смысла нету, кроме идеологии. идеология задает вектор описания... "историю пишут победители"...
и - кто его знает, может, из того пространства, из которого смотрим мы, - для нас это просто песок, пустыня с песчинками. а из того пространства, где сам песок - это кремниевая форма жизни со своими раскладами и страстями-мордастями...
как и электричество. может, для нас это - просто непонятно что в проводах, дающее нам свет и энергию. а для электронов -это может автобан, по которому бегает их автотранспорт какой-то :)))
если на наши шоссе посмотреть в убыстренной съемке, чем тебе не провода с электричеством? :))
Reply
Leave a comment