С древних времен до наших дней сохранилась профессия плакальщика. Плакальщики были известны и в древнем Египте.
И поныне
мужчины и женщины трудятся на этой креативной стезе, за деньги оплакивая покойников.В Великобретании, например, сегодня нанять плакальщика не проблема:
http://www.rentamourner.co.uk О представителях этой профессии в наше время в странах разных религиозных традиций снимаются фильмы (
http://www.kinoglobe.ru/films/3559-plakalshshik-ili-novogodniy-detektiv ,
http://films.imhonet.ru/element/1068592/movie-online/ ,
http://irepeater.com/kino/plachuschie-ledi.html ,
http://www.kinopoisk.ru/film/208758/ ,
http://doramatv.ru/drama_special___the_crying_woman ).
В старину это был ритуальный обряд, в котором "гвоздем программы" являлись плакальщики со своим перформансом. Вот как описывается это действо в литературе:
Те, кто считал себя покойнице роднее, начинали плач ещё с порога, а достигнув гроба, наклонялись голосить над самым лицом усопшей. Мелодия была самодеятельная у каждой плакальщицы. И свои собственные излагались мысли и чувства.
А. И. Солженицын, «Матренин двор», 1960 г. (цитата из
Национального корпуса русского языка, см.
Список литературы) ◆ И вотплакальщицы, которые покойного в глаза не видали и не имеют о нём представления, за соответствующее вознаграждение рыдают над ним так, как этого не могут делать ни сыновья, ни жены. Гайто Газданов, «Письма Иванова», 1963 г
источник В "Папаше Горио" Оноре де Бальзака неблагодарные дочери, не пожелавшие прийти на похороны отца, посылают вместо себя профессиональных плакальщиц.
Есть рассказ А.М. Горького о знаменитой русской плакальщице,
милости просим почитать. Ее творчество очень высоко было оценено так же Римским-Корсаковым, Шаляпиным, Балакиревым.
В народе у славян эта профессия возводилась в ранг искуства: "Без плакальщиц, или воплениц, на Руси не обходилось ни одно обрядовое действо, будь то свадьба или похороны. Профессионально плакать обучались с малолетства, ведь плач должен был иметь особенный мелодичный склад. Чем пронзительнее плакальщица стенала, тем большое вознаграждение в итоге получала. Если слезы по усопшему в большинстве случаев были родственниками проливаемы искренне, то не всем невестам, прощаясь с родителями, удавалось по-настоящему горевать по своей девичьей жизни. Вот и приглашались женщины, способные проливать слезы часы напролет, сопровождая плач различного рода причитаниями. Присутствовали плакальщицы и во время проводов рекрутов. Плакальщицы были обязательным атрибутом, их отсутствие, например, во время похорон считалось позорным"
источник русские плакальщицы:
Даже Пелевин уделил этому "обряду" весьма красочный эпизод в "Затворнике и Шестипалом":
Наконец процессия остановилась перед Стеной мира.
- Итак, - сказал толстолицый, - пришел страшный час воздая-
ния. Сейчас эти отщепенцы исчезнут в небытии. И пусть это волную-
щее событие послужит уроком всем нам, всему народу. Громче рыдай-
те, матери!
Старушки-матери повалились на землю и залились таким горест-
ным плачем, что многие из присутствующих тоже начали отворачи-
ваться и сглатывать. Иногда матери вскакивали и, сверкая глаза-
ми, бросали Затворнику и Шестипалому ужасные обвинения, после че-
го снова падали.
- Ну что же? - спросил через некоторое время толстолицый. -
Раскаялись вы? Устыдили вас слезы матерей?
- Еще бы, - ответил Затворник.
(...)
- Прощайте, сынки родимые! - закричали снизу старушки-мате-
ри. Потом земно поклонились и принялись, рыдая, швырять вверх
куски торфа.
а Пелевин, как известно, просто так, без намека, не напишет.
в изобразительном искусстве плакальщики представлены в ассортименте.
Хотя мужчины тоже выступали плакальщиками, но в основном это женское амплуа. В Латинской Америке, например, популярен миф о Ла Йороне, плакальщице, убившей своих детей и их оплакивавшей. вот выдержка из поста сообщества "Лилит" в контакте: ""Ла Йорона - латиноамериканский аналог Лилит. Этот образ отражен в легенде о женщине, которая убила своих детей и теперь обречена вечно их оплакивать. Ла Йорона - буквально плакальщица (ср. субботние плачи Лилит). Но интересна она не этим фактом, а тем что в фолькльклоре очень популярен её образ вне контекста основной легенды. Она предстает в образе сооблазнительницы, представительнице потустороннего мира или предвесницы беды. Ей посвященны народные песни от мужского лица, в которых она предстает такой либо такой прекрасной, что её легко можна спутать с богородицей, либо такой черной и страшной, что в неё не возможно не влюбиться.
Легенду о Ла Йороне называют «Третьей Легендой» Большой Мексики, наряду с легендами о Ла Малинче и Деве Гвадалупской.
В латиноамериканских странах, где католический культ Богородице усилен остатками матриархальных верований, Ла Йорона являеться Тенью Девы Марии и занимает такое же важное место в современной мифологии.""
Лилит и плакальщицам Эдема слагали
оды.
Что имеем? А имеем опять культ Богородицы, она же Исида, она же Лилит, Медея, Банши, Ламия... (см. здесь посты по тегу "Исида-мадонна"). Оказывается, исида - это еще и профессия...
Интересно, что в старину ""Религиозные и гражданские власти неоднократно принимали меры против плакальщиков.
Законы Двенадцати таблиц прямо запрещали царапать щёки и причитать во время погребения
[3].
Иоанн Златоуст считал деятельность плакальщиков и похоронных музыкантов противоречащим христианской вере в воскресение мёртвых
[4]. Негативно относится к этому явлению и
шариат[5]."" (Википедия).
Почему, интересно, плакальщики были гонимы? Не борьба ли за главенство между культами?
Создается впечатление, что этот культурный феномен - плакальщество - сегодня с трудом может быть понят современными людьми с нынешним "техногенным" менталитетом. Почему эти душераздирающе вопящие и царапающие себе лица люди были так востребованы во все времена и во всех странах, мало того, их услугами пользуются и до сих пор?
Брррр...