Государственные художественные собрания Дрездена располагаются в нескольких исторически значимых строениях города. Самое известное из них - Цвингер.
Цвингер представляет собой великолепный двор с фонтанами, а вокруг него несколько зданий в стиле барокко.
Как и положено приличному художественному собранию, история дрезденской коллекции начинается с кунсткамеры, где в 1560 году наряду с природными диковинками появились полотна итальянских и фламандских мастеров живописи. Систематически же собирать произведения живописи стал курфюрст Август II Сильный (1670-1733), который слыл ценителем искусств и перестроил весь центр Дрездена.
Нынешнее здание музея открылось в 1855 году. Потом коллекцию разделили на Старых и Новых мастеров. А дальнейшие события ХХ века стали настоящей трагедией для культурной жизни Дрездена. Более-менее галерею восстановили только к 1964 году. В XXI веке провели еще одну реконструкцию и сегодня в пятидесяти залах экспонируются около трех тысяч полотен признанных гениев живописи.
Несмотря на бурную историю Галерея старых мастеров считается одним из самых консервативных музеев. В ней сохраняют исторический тип развески картин и гордятся их позднебарочными рамами.
Кстати, в XIX веке русские путешественники начинали свой европейский гран-тур именно с Дрездена, о чем я уже
немного рассказывала на «Брендах». Поэтому постараюсь не повторяться.
В большом зале с колоннами представлен экскурс в историю живописи 15-16 веков.
Вот за стеклом бесценный алтарный триптих нидерландского живописца Яна ван Эйка (ок. 1390-1441). Он кажется не столько написанным кистью живописца, сколько отлитым ювелиром, украшенным чеканкой и резьбой, сверкающим каждым своим миллиметром, как драгоценный камень. «Точно порожден он не вдохновенным гением, но самоотверженной готовностью отречься от себя, «погасить» свою личность ради достижения высшего совершенства», - уверяют искусствоведы.
Святой Себастьян был крайне популярен у художников прошлого, которые занимались религиозной живописью. Мастер Раннего Возрождения Антонелло да Мессина изобразил на своей картине не просто саму сцену поражения Себастьяна стрелами. Эта картина представляет силу веры. От пронзивших его стрел святой не корчится от боли, он стоит ровно, а его взгляд отрешённо устремлён к небу. Таким образом художник изобразил стойкую и непобедимую убеждённость в своей вере и духовную чистоту святого.
В 1533-1535 Ганс Гольбейн Младший создал портреты участников французского посольства при английском дворе, и посол Шарль де Моретт - один из них. На портрете ему 55. Посол смотрит на зрителя спокойно и уверенно. Воин и дипломат, начинавший простым солдатом, служивший при дворах трех королей, человек необычайной духовной силы и высокого интеллекта, поистине шекспировский типаж.
«Мадонна с младенцем и ангелами» создана известнейшим итальянским живописцем Сандро Боттичелли ок.1470 года. Художник еще стремится найти воплощение вечной красоты. Лицо Мадонны на его более поздних картинах станет бескровным и бледным, а ее глаза наполнятся слезами.
«Спящая Венера» - картина венецианского художника Джорджоне, написанная им незадолго до смерти. Он успел нарисовать толтько саму Венеру и, возможно, скалу за ней, прежде чем скончался от чумы в 1510 году. Картину закончил уже Тициан. Позже эту же позу Тициан использует в «Венере Урбинской», которую мы видели во флорентийской галерее Уффици.
Эстетический идеал Пармиджанино, подчинен стремлению противопоставить действительности мир рафинированно-аристократичной красоты. Такова его «Мадонна с розой» (1530 г.), которая является одним из наиболее ярких и характерных произведений маньеризма.
Копии античных скульптур, принадлежавшие дрезденскому придворному художнику Антону Рафаэлю Менгсу, долгое время хранились в Альбертинуме.
И только последняя реконструкция позволила переместить их в Земпербау при Цвингере, как изначально и было задумано архитектором галереи Готфридом Земпером.
Старые мастера не раз включали огонь в сюжет своих произведений. Искра жизни, передаваемая от поколения к поколению, представлена и у Рубенса в его «Старухе с жаровней».
Исследователи установили, что «Старуха с жаровней» - не самостоятельное художественное произведение, а часть большой картины «Венера в кузнице Вулкана», написанной около 1616 года на дубовой доске, от которой и отпилили «Старуху». Возможно, богатому заказчику не понравилось, что прекрасная Венера находится в обществе простой старухи, или что богиню согревают люди из народа. Поэтому вместо старой женщины мерзнущую Венеру стал оделять теплом Вулкан. Так «Старуха с жаровней» превратилась в самостоятельное произведение.
«Не понимаю, как могла ограниченная живопись произвести необъятное; пред глазами полотно, на нем лица, обведенные чертами, и все стеснено в малом пространстве, и, несмотря на то, все необъятно, все неограниченно! И точно, приходит на мысль, что эта картина родилась в минуту чуда: занавес раздернулся, и тайна неба открылась глазам человека», - так в 1824 году писал В.А. Жуковский, увидевший «Сикстинскую Мадонну» Рафаэля.
«На душе было так, как будто в жизни случилось что-то очень важное и особенное. Я сидел, и вдруг светлая, поднимающая душу радость охватила меня - радость и гордость за человечество, которое сумело воплотить и вознести на высоту такое материнство», - писал в 1903 году В.В. Вересаев, увидевший «Сикстинскую Мадонну» Рафаэля.
«Глядя вслед «Сикстинской Мадонне», мы сохраняем веру, что жизнь и свобода едины, что нет ничего выше человеческого в человеке», - писал советский публицист В.С. Гроссман в 1955 году.
Что для «Сикстинской Мадонны» сто или двести лет? И что ей чье-то мнение? Она не нуждается она в хвалебных речах. И нет силы способной низвергнуть ее с вершины Высокого Возрождения.
В галерее скульптур 16-18 века показаны наиболее востребованные для того времени сюжеты и персонажи.
Одной из характерных работ является скульптора Пьетро Франкавилла «Мелеагр» (1590-95гг).
Свою «Вирсавию» Рубенс писал, когда ему было пятьдесят восемь лет. Вершина жизни и успехов пройдена, но художник вновь полон творческих сил.
Юная жена Елена Фоурмен подарила стареющему мастеру так много жизненных сил и юношеской свежести, что его искусство вступило в период нового расцвета. Он изобразил свою супругу на многих картинах, в том числе и на картине «Вирсавия».
Бернардо Беллотто, талантливый венецианский художник, был крупным мастером ведуты. Veduta в переводе с итальянского означает «вид» и представляет собой картину, рисунок или гравюру с детальным изображением повседневного городского пейзажа или интерьера. По дрезденским ведутам Бернардо Белотто восстанавливался исторический центр города.
В портретах кисти Веласкеса воплощен идеал, который своими корнями уходит в национальное испанское искусство. Почти вся жизнь художника прошла при мадридском дворе, поэтому ему нет равных в раскрытии испанского достоинства и чести.
Работа немецкого живописца Франца Шварца «Дети короля Карла I» тоже полна достоинства. А на ней изображены совсем малыши. Слева в мужской одежде - наследник престола, а в центре его младший брат, одетый по традиции в девочковый наряд.
«Блудный сын в таверне» - это автопортрет Рембрандта с женой Саскией, на котором они представлены героями библейской притчи о блудном сыне.
В XVIII веке ведуты стали одной из ведущих статей венецианского экспорта.
Они и сегодня остаются не только живописными «путеводителями» в прошлое, но и отлично работающим рекламным материалом. Вот Сережа уже точно решил, что ему надо в Венецию.
Франс Халс - портретист Золотого века голландской живописи, который смог ввести свой живой стиль в голландское художественное искусство.
Удивительно, но вопреки названию, в натюрмортах XVIII века нет никакой мертвой натуры.
Валлерант Вайлант - еще один представитель золотого века нидерландской живописи. Он более известен как художник-портретист и гравёр, но взгляните на этот натюрморт, созданный в 1658 году. Совершенно неожиданное явление!
А еще было время, когда высшее общество Европы охватила шоколадомания… Я не знаю какая из легенд, окружающих картину, достойна наибольшего внимания. У нас до сих пор спорят о понятии «бренд», а в Дрездене им давно стала «Шоколадница» (1743-45гг).
В 1862 году американская компания «Baker’s Chocolate» приобрела права на использование картины, что сделало её старейшей торговой маркой в США и одной из старейших в мире. Вот это и есть бренд.
Картина замечательна также тем, что на ней впервые в европейской живописи был изображен майсенский фарфор - первый фарфор Европы. Мейсеновская кофейная пара сегодня стоит около 3000 евро. И это бренд.
Лиотар оставил после себя 400 пастелей и масляных картин, множество рисунков, миниатюр, но в истории мирового искусства он остался навсегда автором «Шоколадницы». И это тоже бренд.