В Милан с В.В. Вересаевым

Apr 21, 2017 13:29

Прозрачность европейских границ, отличная логистика транспортных сообщений и низкие цены на билеты располагают к путешествиям. Мы не смогли удержаться от соблазна и решили на денек слетать из Праги в Милан.




Прогулку по Милану готовил Сережа, а я внесла только один небольшой штрих. О нем-то и расскажу.




Как и большинство моих трэвел-историй, эта началась в Туле - задолго до факта нашего физического перемещения в пространстве.




В далеком 1910 году наш земляк, писатель В.В. Вересаев, совершил путешествие по городам Европы. Везде он посещал музеи, в которых приобретал репродукции скульптур и картин известных скульпторов и художников. Вернувшись на родину, В.В. Вересаев оформил альбом для фотографий, на листах которого наклеил привезенные репродукции, группируя их по европейским музеям и картинным галереям. Этот альбом, хранящийся в Доме-музее В. В. Вересаева, однажды уже был первоисточником нашего путешествия по Италии.




И вот мы прилетели в Милан.

От главного аэропорта Милана (Мальпенса) аэроэкспрессом мы добрались до Милано Централе - железнодорожного вокзала.




На заре ХХ века Викентий Викентьевич, наверняка, тоже начал знакомство с Миланом с этого места.




Ан, нет! Несмотря на то, что первый вокзал в Милане был построен еще в 1864 году, он находился немного в стороне от нынешнего - в районе площади Республики. Сейчас это современный бизнес-район города.




Торжественное открытие существующего монументального строения состоялось только в мае 1931 года, при Муссолини.




Впрочем, вокзал, на который прибыл Вересаев, выглядел тоже красиво.




За сто лет в Милане изменилось многое, в том числе и туристические бренды эпохи Возрождения.
В альбоме Вересаева представлены всего две открытки: с картиной раннего Рафаэля «Обручение Девы Марии» и рисунок Леонардо «Христос».




Оба шедевра хранятся в пинакотеке Брера. Несмотря на то, что это одна из крупнейших галерей Милана, сейчас она находится чуть в стороне от стандартной туристической тропы, суматошно пробегающей по историческому центру города.




В барочном палаццо конца XVI - н. XVII вв, также размещается миланская академия художеств.










Кстати!
Брера - это квартал в историческом центре Милана. Название «Брера» означает «земля, очищенная от деревьев». Попав сюда, понимаешь, что Милан не только столица моды, но и город, обладающий богатейшим культурным наследием. Говорят, что Брера - это миланский Монмартр. Не знаю… Монмартр нам еще только предстоит посетить, поэтому он вполне рискует оказаться для нас парижским Брера.













Но вернемся в пинакотеку!




«Обручение Девы Марии» (итал. Lo sposalizio della Vergine) - картина Рафаэля 1504 года. При том, что Рафаэль полностью повторяет иконографическую программу Пьетро Перуджино, в художественном отношении его картина является значительным шагом вперед. Его фигуры уже лишены архаической скованности, в них меньше статики - даже при том, что он использует все ту же идеально симметричную композицию. В картине чувствуется объем и перспектива. Его храм - это символ и манифест новых архитектурных идей.




По сей день «Обручение Девы Марии» является одним из представительских брендов пинакотеки. И весьма расхожим сувениром.




Иное дело с рисунком Леонардо. Если вы о нем не знаете, то легко сможете не обратить внимания на шедевр.




Дело в том, что ленардовской меккой в Милане является церковь Санта-Мария-делле-Грацие, где в трапезной художник написал знаменитый «Последний ужин» L’Ultima Cena, или, как это принято переводить на русский, «Тайная вечеря».




Действительно, зачем городу акцентировать внимание туриста на одном рисунке, когда можно предложить что-то более фундаментальное и дорогое?




Но во времена Вересаева, в начале ХХ века, работа Леонардо была в таком ужасном состоянии, что там буквально не на что было смотреть. Ведь по технологии исполнения она не является фреской, а написана по сухой штукатурке. То, что сейчас показывают туристам - это результат глобальной современной реставрации, которая заняла 21 год и была завершена только в 1999 году. Тем не менее, рисунок в альбоме Вересаева интересен тем, что является эскизом к «Тайной вечере».




В начале 1930-х Вересаев еще вернется в Милан, но уже мысленно. Писатель будет работать над книгой «Гоголь в жизни» и приведет в ней письмо классика:
«…минувши несколько городов совершенно итальянских, я прибыл в Милан... Я пробуду еще день в Милане и отправлюсь во Флоренцию, а оттуда в Рим. Не успел я выехать в Италию, уже чувствую себя лучше. Благословенный воздух ее уже дохнул».



Отпуск-2016, Италия, Милан, Дом-музей Вересаева

Previous post Next post
Up