В 18 км от Риги на восточном берегу Даугавы стоит один из самых старых населенных пунктов Латвии - городок Саласпилс. Впрочем, статус города Саласпилс получил только в 1993 году, а красивое название - в 1917-м. Оно переводится на русский как «Замок на острове». После Первой мировой войны Саласпилс был центром сельского района с населением всего лишь в 306 человек.
Чёрная страница истории Саласпилса связана со временем немецкой оккупации в 1941-1944 годах. Около города был создан концентрационный лагерь «Куртенгоф». Страшную известность этот лагерь получил из-за содержания в нём малолетних узников, у которых забирали кровь для раненых немецких солдат. На детях ставили медицинские опыты и испытывали яды.
Кроме того, сюда заключали советских военнопленных, латвийских и других участников антинацистского сопротивления, направляли на уничтожение заключенных из тюрем и литовских генералов, отказавшихся создать в Литве легион Waffen-SS. Саласпилс являлся одной из образцовых фабрик смерти.
Весной 1943 года германские войска, отступая под ударами Красной Армии, поголовно угоняли с собою всё население оккупированных областей Советского Союза. В связи с этим усилился приток советских детей в концлагеря и тюрьмы на территории Латвии. В августе 1944 года, перед приходом советских войск, почти все лагерные бараки были сожжены.
На территории Латвии было 23 подобных концлагеря. Земля из этих лагерей находится под траурными плитами Саласпилского мемориального комплекса, открытого в 1967 году.
Первое, что видят посетители мемориала - массивная асимметричная бетонная стена, с узким вырезом входа. На ней надпись на латышском языке: «За этими воротами стонет земля» - строчка из стихотворения Эйжена Вевериса, который был узником лагеря.
Это ворота жизни и смерти. На одной из стен выцарапан календарь заключенных.
За воротами - большое поле, окаймлённое сосновым и берёзовым лесом.
Каждая из семи грубых бетонных фигур - это образ мучеников лагеря.
У каждой фигуры есть своё имя:
«Несломленный»
«Униженная»
«Протест»
«Клятва»
«Rot Front»
«Солидарность»
«Мать»
По краям, на месте сожжённых фашистами бараков - стилизованные бетонные глыбы. В зарешёченных вставках люди оставляют цветы.
К детскому бараку несут игрушки.
На всей территории мемориала постоянно звучит метроном, отбивающий ритм сердца.
Стонет мир, окаменев.
Сердце в каменных оковах,
Камнем в сердце лютый гнев.
По краям поля на бетонных кубах выбиты надписи на русском и латышском языках:
Здесь людей казнили за то, что они были невиновны… Здесь людей казнили за то, что каждый из них был человеком и любил Родину.
Дорога вокруг поля засыпана гранитным щебнем. Это один из главных элементов ансамбля - «дорога страданий». По ней невозможно идти, но другой дороги в лагере смерти нет.
Мемориал имеет высокую художественную ценность и, не поддающуюся оценке, моральную. Он включен в «Канон культуры Латвии». Атмосфера, созданная в мемориальном комплексе, потрясает, заставляя сострадать и не забывать никогда.
Такова история Латвии. Ее не перепишешь и не проживешь заново, не исправишь и не скорректируешь. Но в силах современных людей осознать тот ужас и никогда не допускать впредь. Как?
Сажайте розы в проклятую землю!
Следов не хранит гранит.
Выжженная земля следов не хранит.
Но если ноги кровоточат,
Если сердце кровоточит
И в трех шагах -
Небытие,
Тогда и в камни,
Как ни тверды,
Навеки врезаются
Песен неспетых,
Скульптур неизваянных
И несвершенных открытий
Огненные следы.
Пламенем их
Земля сожжена,
И проклятая стонет она:
- Люди!
Зажгите факел
Над всем, что свято!
Люди!
Сажайте розы
В меня,
Проклятую!
Эйжен Веверис
И на месте лагерных бараков высажены розовые кусты.