На пути к музею купеческого быта под березкой сидит девица и занимается рукоделием - вышивка крестом всегда в моде. Судя по чистой канве, мастерица работает в технике счетного креста, а еще бывает печатный.
За другим столом мастер делает старинные свистковые флейты - окарины. В результате получается необычный авторский симбиоз музыкальных историй разных народов.
- Оля, это филимоновская игрушка?
- Нет.
- А какая?
- Честно говоря, я впервые вижу этот промысел. Давайте спросим мастера?
Виктор Иванович Потапов - сотрудник Центра традиционной культуры г. Богородицка, краевед, более 20 лет занимается возрождением древних традиционных игрушек.
Он с удовольствием рассказывает любопытствующим, что глина называется синикой; что богородицкая игрушка известна с языческих времен; что традиционно игрушка была только двух видов: конек и утица. Конек днем нес солнце по небу, поэтому у него обязательно круглая грива, а форма утицы объясняется тем, что на ней солнце уплывало ночевать. Со временем Богородицкая игрушка стала более разнообразной. К 500-летию Куликовской битвы - в 1880 году, на лошадку усадили воина - защитника земли русской.
Этой игрушкой я открываю свою новую коллекцию.
В начале ХХ века в древней игрушке-свистульке стали просматриваться сказочные васнецовские мотивы.
Еще были игрушки с механизмом, который позволял статуэтке качать головой.
В советское время промысел, который должен был передаваться из рук в руки, прервался. Виктор Потапов - единственный в России мастер, который владеет секретом изготовления старинной богородицкой игрушки. Благодаря ему промысел возрождается.
Еще умелец изготавливает игрушки из бересты, соломы и камыша.
Фото с фестиваля «12 ключей» от Коуровой Т.Н.
Вот теперь мы добрались до музея купеческого быта. Но о нем я расскажу в третьей части.