"Урод", Майенбург, Практика

Oct 11, 2010 22:10


Очень модный спектакль, в котором в засос целуются не только представители противоположных полов, а у зрителя после просмотра не исчезает ощущение, что красоты не существует.



«Урод» в «Практике» - та ещё интересная штучка. И не так в принципе страшно, что спектаклем его назвать сложно. Ну и что, что музыки и картинок нет, ну и что, что нет света и декораций? Зато на сцене 4 первоклассных актёра и 7 их безликих персонажей. Я бы назвала это великолепной европейской читкой.

«Европейской» неспроста: автор пьесы - немец, режиссёр - британец. (Мариус фон Майенбург и Рамин Грей, если Вам что-то скажут эти имена). Текст актёры читают с безукоризненной дикцией и поразительно нерусской интонацией: завышая голос к концу каждого предложения (мне почему-то показалось, что есть в этом что-то скандинавское, но точно не знаю, чей именно это акцент). Спектакль держится целиком на двух вещах - самой пьесе и актёрской игре, ничего тебе лишнего. Сначала о пьесе.

На мой взгляд, блестящий литературный материал! Вполне такой, на котором может держаться постановка современного спектакля. Завязка та же, что и в спектакле «Рыдания»: из-за внешности у главного героя проблемы с работой. Видно, не так что-то в этой Европе с лицами… Скажите честно, Вам когда-нибудь открыто говорили, что увольняют или ограничивают Ваши полномочия из-за того, что Вы страшненький? По-моему, парадоксальная ситуация, хотя, может, я ещё маленькая и ничего не понимаю в жизни. Так вот, несчастному Летте объявляют, что он урод, история начинается. Жена смотрит ему только в левый глаз, босс не даёт провести презентацию собственного изобретения. Бедный мужик до этого никогда не догадывался, что выглядит, мягко говоря, не очень. И тут зрителя впервые бьёт электрошоком по мозгам: как можно было дожить до тридцатника с лишним, и не знать, что не вышел рожей? Абсурд. Летте бежит к косметическому хирургу и вот - он красавчик. Тут зрителя бьёт электрошоком по мозгам второй раз, потому что у актёра (весьма симпатичный Алексей Завьялов) остаётся всё то же лицо, что и в начале спектакля. Но теперь все шарахаются от его красоты, жена смотрит не то, что в оба глаза, а даже и на лицо, босс посылает на презентацию. «Что же такое, эта красота?» - не на шутку задумывается зритель, когда у Летте с помощью того же косметолога появляется целая армия клонов, а его жизнь катится под откос. В пьесе идеальное лицо становится синонимом успеха, но успешны многие, а индивидуальностей в их коммерциализированном мире нет ни одной.

В связи с этим хочется перейти к игре. Каждый актёр в спектакле, кроме Завьялова (если не считать Летте до операции и Летте после операции двумя разными людьми), играет по 2 роли. Но персонажи у них - серые. И это не недостаток актёрского таланта, а реальность мира, в котором выделиться можно только красиво расставленными скулами и гармонично расположенным носом. Различаются эти безликие только местами на сцене, да своими жизненными обстоятельствами. Шикарен, например, переход Светланы Ивановой от престарелой любовницы главного героя к его жене - это дело одной секунды, но никаких внешних изменений в манерах или интонациях, всего лишь «возбуждённая женщина» /  «раздражённая женщина». Так же прекрасен и Антон Кукушкин, который сначала рыдает от безответной гомосексуальной любви, а через миг - утирает слёзы уже другого персонажа, коллеги Летте, страдающему от послеоперационных болей. Герои по ходу пьесы сами начинают путаться друг в друге, и это всё весьма забавно. Личность здесь - всего лишь элемент маркетинга. Заметила интересную штуку: все проблемы этих парней ещё и оттого, что они малопроизводительны. Летте сочинил один-единственный штекер и удивляется, почему со временем его слава иссякла, пластический хирург сочинил одно-единственное идеальное лицо и не хочет даже думать о том, чтобы потрудиться ещё над одним - зачем, если первый экземпляр идеален и великолепно расходится? В общем, у ребят отсутствует талант и творческая жилка, они ничего из себя не представляют как личности, тем не менее, пустое пространство спектакля держит внимание зрителя непрестанно - видно, есть в этой истории какая-то правда и для российского зрителя.

Не буду раскрывать все карты, несмотря на великий соблазн рассказать о прекрасном выходе, который придумал Майенбург для своих бездарных героев. Лучше ещё раз повторюсь, что текст пьесы - конфетка по композиции и вкусу, и спрошу такую вот вещь, которая не даёт мне покоя уже третий день: где это было, что двое признаются друг другу в любви, заменяя «ты» на «я»??? Что-то вроде:

- Я себя люблю.

- И я себя люблю.

- Я жить без себя не могу.

- Как же приятно! И я. Не могу представить, как и день провести без себя.

- Спасибо. Я могу любоваться собой бесконечно.

- А уж я так обожаю себя, что и слов для этого подходящих нет.

Ведь точно было это где-то. А ещё вот эта фишка: когда человек в зеркальном лифте едет себя убивать, у него раздвоение личности, и он с собой очень ругается. Где, где, где??? Эх, стара я стала, несмотря на то что ещё маленькая и в жизни ничего не понимаю.

image You can watch this video on www.livejournal.com


практика, театр, итоги, позитив

Previous post Next post
Up