Тот, кто соединил гексаграмму и пентаграмму, наполовину раскрыл священную тайну. (Элифас Леви)
Первым языком Творения был язык чисел.
В изначальном тексте Евангелия от Иоанна на греческом языке говорится: «В начале был Логос...», что означает не только «слово», но и «рацио, соотношение». В коранической суре передана та же мысль: «Воистину, Мы сотворили всякую вещь в совершенной мере и пропорции» (54:49). За кажущейся сложностью природных явлений скрыта единая канва, запечатленная языком математического кода. «Геометрия была до сотворения вещей, вечных, как Божественный Дух; ...она - Творец, и именно она дала ключи к созданию мира», - писал Иоганн Кеплер в «Мировой гармонии».
Тайнопись математического кода задает правила игры для мира проявления, среди которых отношение между Пятью и Шестью стоит особняком. Усвоивший его постигает грань между упорядоченной структурой и живой системой. Водораздел между предбиотическим существованием и биологической жизнью лежит на стыке пятиугольника и шестиугольника, в поворотной точке, где Дух - Адам вкушает протянутое Евой - Животворным Началом яблоко, плод пентагональной симметрии жизни...
Разрез яблока и кристаллическая решетка бериллия - типичные проявления пятиугольной и шестиугольной симметрии в живой и «неживой» природе
...Три года назад в комментарии к
одной заметке я пообещала написать о том, почему великие Посвященные Традиции считали столь важным понимание связи между пентаграммой и гексаграммой. Разговор возник в связи с интригующей деталью
фронтисписа книги Атанасиуса Кирхера «Арифмология», где мудрец в восточной одежде держит раскрытую книгу без текста, но с двумя символами - пятиугольником и шестиугольником.
Иезуит Атанасиус Кирхер был одним из тех специально обученных эмиссаров Традиции, кто в своем веке выполнял роль живого хранилища Знания, поэтому каждый символ этой гравюры скрывает глубокий смысл. Некоторые из кодов Кирхера мы уже пытались дешифровать ранее, и, по-видимому, незримый таймер, ведающий соблюдением закона «обещанного три года ждут», собрал возможности для выполнения обещания рассказать о пентаграмме и гексаграмме здесь и сейчас.
Итак..
СОХРАНЯТЬ ИЛИ ДЕЛИТЬСЯ?
Наиболее компактная и наименее энергозатратная форма в природе, несомненно, - шестиугольник-гексагон. Если сложить шары одинакового размера на плоскости таким образом, чтобы они прилегали друг к другу максимально плотно, мы неизбежно придем к гексагону (в 20-м веке венгерский ученый Ласло Фейеш Тот математически доказал, что более плотной упаковки не существует). Шестиугольники правят в микромире - таким образом в материи создаются кратчайшие из возможных расстояний между атомами, и осуществляется один из важнейших принципов Творения, который называется принципом наименьшего действия. Его суть была выражена Аристотелем: «Природа ничего не делает напрасно и во всех своих проявлениях избирает кратчайший или легчайший путь».
Шестиугольные структуры наилучшим образом приспособлены к внешним воздействиям. Гексагон - замкнутая система и физически, и энергетически. Он обеспечивает наибольшую прочность при наименьших затратах материала. Он сохраняет энергию.
Слева: Пчелы применяют принцип наименьшего действия уже миллионы лет, строя шестиугольные соты. Справа: снимок углеводородной молекулы с гексагональной структурой, сделанный при помощи электронного микроскопа в исследовательской лаборатории IBM Research в Цюрихе (
источник)
Выбирая гексагональную симметрию, природный объект таким образом «соглашается» на замкнутость и изоляцию, на сохранение и удержание заряда - в противоположность тому, чтобы делиться им. Он теряет энергию по минимуму, но по минимуму и получает извне. Это идеальные условия для «неживых» объектов, которые стремятся к состоянию покоя и консервации энергии по принципу наименьшего действия - например, для кристаллических решеток, типичного случая шестиугольной симметрии.
Многовековые исследования в области кристаллографии, от работ Кеплера и Ломоносова до Браве, привели к формулированию закона симметрии, согласно которому для кристаллов возможны оси симметрии лишь 1, 2, 3, 4 и 6 порядков. Считалось, что пентагональная симметрия в кристаллических решетках невозможна, и пятиугольник - исключительная черта живой природы. Эта мысль была высказана Рене Шваллером де Любичем, одним из Мастеров сакральной геометрии, в книге «Храм человека»: «В то время как пентагон […] никогда не проявляет себя в неорганических кристаллических структурах, он играет доминирующую роль в формировании живых организмов и в диаграммах роста живых систем».
Причина тяги живой природы к пятиугольнику лежит в пропорции
Золотого Сечения (ф≈1,618), присущей этому многоугольнику:
Ранее я многократно ссылалась на исследования физика
Дэна Винтера, считающего, что Золотая Пропорция позволяет живым системам сочетать их геометрические и волновые структуры максимально конструктивно (слаженно), взаимно
усиливая заряд жизненной силы.
Идеи Дэна - еще одно подтверждение ставшей популярной в последние десятилетия гипотезы, которая объясняет предпочтение живой природой Золотой Пропорции явлением резонанса. Используя в своей геометрии пятиугольник и Золотое Сечение, живой объект становится членом вселенского резонансного «клуба гармонической включительности». Выбор в пользу пентагональной симметрии означает всхождение на ступень бесконечной фрактальной лестницы, где все, - от звезды до протона, - делятся со всеми, и где обмен энергией происходит безостановочно. Эта лестница и есть жизнь. Гармония на основе Золотой Пропорции - условие для получения жизненной энергии через
механизм резонанса, и без него мы не просуществовали бы и секунды. Эта сеть препятствует самоизоляции; войдя в нее, каждый ее участник начинает делиться энергией - получать и отдавать, и данный процесс невозможно ни остановить, ни ограничить.
Итак, гексагон сохраняет энергию и изолирует, пентагон позволяет делиться и обмениваться. Между двумя этими модальностями - существованием и жизнью, казалось, лежит непреодолимая пропасть... Казалось, пока человечество не узнало о том, что существует....
...СВЯЗУЮЩЕЕ ЗВЕНО
Оно существовало с незапамятных времен в темных глубинах межзвездного пространства вблизи углеродных звезд, но было открыто только в прошлом веке. Знал ли великий Леонардо, делая рисунок усеченного икосаэдра, что запечатленное им сочетание пятиугольников и шестиугольников в одном многограннике действительно найдут в природе?
Иллюстрация Леонардо да Винчи к трактату о многоугольниках.
Надпись на латыни «Усеченный икосаэдр полый»
В 1985 году был открыт новый вид существования углеродных молекул - С60. В противоположность другим разновидностям - алмазу, графиту и карбину, он оказался новой формой углерода по существу, представляяя из себя правильный многогранник, состоявший из 20-ти шестиугольников и 12-ти пятиугольников. С60 был точной копией футбольного мяча, из-за чего одно из предложенных для него названий было «футболен», которое, однако, не прижилось.
Из шестиугольников легко выкладывается плоская поверхность, однако сделать из них объемную форму невозможно, поэтому футбольный мяч сшивается из пяти- и шестиугольников: это сочетание позволяет максимально приблизиться к сфере. Получаемая геометрическая структура представляет из себя усеченный икосаэдр.
Новооткрытая форма углерода была названа фуллереном в честь гениального американского архитектора Бакминстера Фуллера, известного своими совершенно неземными, но поразительно устойчивыми конструкциями, состоящими из пяти- и шестиугольников.
Фуллерен (источник иллюстрации - Википедия)
Что заставляет углеродные атомы, в обычном состоянии чаще всего следующие принципу наименьшего действия и принимающие форму шестиугольника (например, в графите), соединяться в сочетании пентагона и гексагона? Каковы особые условия, необходимые для этого?
Изящное геометрическое объяснение союза Пяти и Шести через Троичность - единство трех соединенных кругов - принадлежит одному из Посвященных 15-го века Альбрехту Дюреру. Как и Великий Геометр при создании Вселенной, Дюрер соединил пятиугольник с шестиугольником, не меняя раcтвора циркуля. Правда, в случае молекулярных связей «раствором циркуля» Творца - его мерилом - являются межатомные расстояния.
По-видимому, этот дополнительный фактор - присутствие высоких энергий или, используя герметическую терминологию, вхождение
небесного огня. Чтобы Три соединились в Одно, образуя Пять и Шесть, необходим огонь. Фуллерены образуются повсюду в природе, где есть углерод и огонь: в воздухе во время грозы, в земле в местах попадания молний, вблизи кратеров вулканов и даже в пламени свечи. Они присутствуют в космосе в виде газа или в метеоритах. Происхождение шунгитов - уникальных карельских минералов, содержащих большое количество фуллеренов, связывают с падением на землю больших углеродных метеоритов более 2-х миллиардов лет назад.
Молекула фуллерена совершила маленькую революцию в кристаллографии. Фуллерен содержал фрагменты с пятикратной симметрией, которые считались невозможными для неорганических соединений. Найденное Природой сочетание пяти- и шестиугольной симметрии было гениальным - оно позволяло объекту одновременно сохранять энергию и делиться ею, используя резонанс Золотого Сечения.
Фуллерен нельзя было не признать органической молекулой, а кристалл, образованный такими молекулами (фуллерит) был признан связующим звеном между органическим и неорганическим веществом, или между существованием и жизнью. Это привело к появлению
гипотезы, что фуллерены и послужили той самой матрицей, которая лежала в основе формирования первых цепочек аминокислот и нуклеиновых оснований из предбиотической «первичной материи».
ГЕКСАГОН И ПЕНТАГОН: ДНК, ГОРМОНЫ И ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА
Возможно, именно фуллерены способствовали образованию первых азотистых оснований - четырех строительных «кирпичиков» ДНК. Два из них - аденин и гуанин - являются сочетанием пентагона и гексагона, благодаря чему
ДНК получает энергию для клеток в следствие резонанса Золотого Сечения:
На этом роль Пяти и Шести в биохимии жизни далеко не заканчивается. Некоторые важнейшие для человека гормоны и психоактивные вещества имеют в своей формуле сочетание пентагона и гексагона.
Например, все биогенные амины, включая нейромедиатор триптамин, а также мелатонин - гормон эпифиза, регулирующий циклы сна и бодрствования, и серотонин, называемый иногда «гормоном счастья», имеют в своем составе эту структуру. Кроме того, сочетание пятиугольника и шестиугольника имеют в своей формуле все производные от триптамина природные психоделики вроде ДМТ, буфотенина, ибогаина и псилоцибина, которые в небольших количествах образуются в организмах растений, животных и даже человека. (Однажды мы обсуждали природу ДМТ с уважаемым Собеседником
m_u_s_t_a_f_a, который связал эту субстанцию с
Сомой, священным напитком Авесты и Ригведы... хотя что именно подразумевалось под Сомой, остается вопросом - и, возможно, эндогенный ДМТ тоже был в ее составе).
Сочетание пента- и гексагональных структур имеет в своей структуре и другой ряд алкалоидов - метилксантины, схожие с пуринами ДНК. Все они сильные психостимуляторы, из которых наиболее известен кофеин, входящий в состав кофе, чая, какао, колы и мате. Почти во всех этих напитках присутствует также теобромин и теофилин, обладающие сходными свойствами.
И это еще далеко не все. Сочетание пентагона и гексагона также характерно для формул гормонов коры надпочечников - всех стероидов, включающих «гормоны стресса» (кортизол) и половые гормоны - тестостерон и прогестерон.
Выходит, сочетание Пяти и Шести задает не только генетический код, но и психическую активность, процесс продолжения жизни и даже нашу духовную жизнь? И кто знает, не является ли геометрическое сродство с ДНК объяснением функций гормонов и биологически-активных веществ, равно как и воздействия различных природных субстанций на психику?
Как нередко случается, подтверждение многих гипотез в области сакральной геометрии можно найти в древних памятниках.
ЕГИПЕТСКИЙ «ПАМЯТНИК ДНК»
Говоря о египетских пирамидах, до сего дня мы вели речь лишь о главном воплощении космических констант на этой планете -
Великой Пирамиде в Гизе (пирамиде Хеопса), не упоминая другие вместилища Знания допескового Египта. Одно из таких обойденных вниманием вместилищ - «ломаная» пирамида в Дахшуре - памятник союзу Пяти и Шести.
Существуют разные версии объяснения того, что угол наклона граней пирамиды был изменен во время ее строительства. Так или иначе в результате в плане Ломаной Пирамиды осталось зашифрованным сочетание пентагональной и гексагональной симметрии.
Автор чертежей Скотт Онстотт (Scott Onstott)
Из иллюстрации хорошо видно, что Строители начали возводить пирамиду, как если бы ее грань была равносторонним треугольником с углом 60о при вершине. Однако примерно в середине строительства они сменили угол так, что грань верхней части пирамиды стала представлять из себя один из пяти сегментов пятиугольника с «золотым» углом при вершине - 72о. «Развертка» пирамиды таким образом стала очень походить на одно из оснований ДНК, где пятиугольник сочетается с шестиугольником.
«Ломаная» Пирамида в Дахшуре. Фото сделано товарищем по экспедиции в ноябре 2022 года
Знали ли Строители тайну генетического кода? Мы никогда не сможем ответить на этот вопрос. Вполне вероятно, однако, что они знали нечто более всеохватное - важность союза Пяти и Шести для всей жизни, и на Земле, и за ее пределами.
Узор из рядов пятилепестковых и шестилепестковых цветов в мечети Вакил в Ширазе, Иран (фото мое). 6/5 - резонансное соотношение, вплетенное в ткань проявленного мира, и его важность была давно известна Школам Мудрости.
Следы этого знания при желании можно найти не только в каменных памятниках, но в семиотических системах, узорах и символах, оставленных Традицией.
РОЗЫ И ЛИЛИИ ИЕРОФАНТА
Геометрия - ни с чем не сравнимый способ примирения и воссоединения науки и духовности. Знаменитый физик-ядерщик Вольфганг Паули сказал: «Я действительно верю, что естественные науки […] приведут своих приверженцев к противоположному полюсу, который свяжет науку с древними мистическими элементами».
Обратившись к одной из мистических систем прошлого - Таро, мы найдем указание на связь Пяти и Шести, зашифрованную во второй карте Великих Арканов, называемую Маг. На этой карте Маг или посвященный Иерофант традиционно изображается в окружении роз и лилий; причем лилии, как правило, располагаются у его ног, а розы - над головой.
Зная то, что мы уже знаем о пентаграмме и гексаграмме, мы без труда прочитаем символизм этих двух цветов: 5-лепестковой розы и 6-лепестковой лилии - восхождение от простого существования в материи (шестиугольная симметрия) ко все более высоким ступеням эволюции жизни (пятиугольная симметрия и Золотая Пропорция).
Автор эмблемы, объединяющей Розу и Лилию,
пентагон и гексагон - Mayananda. Девиз на ленте означает:
«Огнем природа преображается целокупно».
Ты из эфира камнем стал,
Ты стал травой потом,
Потом животным - тайна тайн
В чередованье том!
И вот теперь ты человек,
Ты знаньем наделен,
Твой облик глина приняла,
О, как непрочен он!
Ты станешь ангелом, пройдя
Недолгий путь земной,
И ты сроднишься не с землей,
А с горней вышиной.
Руми (перевод Д.Самойлова)
Мы рождались минералом, росли миллионы лет кристаллом, познавая шестиугольную симметрию... Потом мы стали изучать пятиугольник, став растением, животным, и вот, наконец, человеком. Обладая разумом, мы уже наполовину раскрыли священную тайну, о которой говорил маг Элифас Леви. А существует ли что-то за пределами пятиугольной симметрии, которую мы познаем сейчас, воплотившись частью органической жизни? Может быть, когда-нибудь мы станем ангелами и узнаем об этом?..
Давайте так: кто первый станет ангелом - пусть раскроет нам вторую часть священной тайны :)