ДУХОВНАЯ АЛХИМИЯ АХМАДА ИЗ ДЖАМА

Dec 28, 2019 14:39


Эти слова Г.И.Гурджиева, приведенные Дж.Беннеттом в книге «Свидетель», относятся к тем из суфийских Учителей, кого называли «Осью» или «Магнитным полюсом времени» (Кутб-аз-заман).

Одним из таких людей был персидский суфий Ахмад-и-Джам, учивший в Хорасане в 12-м веке. Слава о нем как об учителе, целителе и чудотворце до сих пор жива в обширной области от востока Ирана до севера Афганистана и юга Туркменистана. (Великий суфийский поэт Абдуррахман Джами, почитаемый в Средней Азии, взял своё имя в его честь).

Ахмада из Джама называли алхимиком, утверждая, что всё, чего бы ни коснулась его длань, превращалось в чистое золото. И такая трансмутация действительно происходила, хотя вовсе не в том буквальном смысле, в каком понимали данную фабулу любители сказок о силе.

В чём был источник чудесных деяний шейха из Джама?

Ему был открыт доступ к тому самому Великому Накопителю неисчерпаемой силы, способной просветлять всё, что входит в соприкосновение с ней. Как смог Ахмад-и-Джам стать достойным столь несравненного дара? Он вверяется Всевышним тому, кто достиг состояния духовной нищеты. «Нищета» или фахр по-персидски, от которого происходит слово факир, «нищий», - очень древний технический термин Школ Мудрости, и мы вернёмся к его сути чуть позже...

...Итак, мы едем из Тайбада в Торбат-и-Джам, стараясь до наступления темноты покинуть район афганской границы, где бывает неспокойно, и где туристам лучше не задерживаться. В области вокруг Джама, на севере Ирана, прожил бОльшую часть жизни шейх Ахмад, и здесь же находится его мавзолей, хранителями которого вот уже 27 поколений являются прямые потомки суфия...



Мавзолей Ахмада-и-Джами в Торбат-и-Джаме



...Ахмад Ибн Абульхасан Джами-и-Намаки, более известный как шейх Ахмад-и-Джами или Ахмад-и-Джам, родился в селении Намак в Хорасане в 1048 году. Его семья вела родословную от Джарира Ибн Абдуллы, сахиба (соратника) Пророка ﷺ. При этом внешность и черты лица Ахмада, по свидетельству современников, были совсем не арабскими, а вполне персидскими. Средневековые источники описывают его как синеглазого человека с рыжими волосами и бородой винного цвета. Он был высокого роста и мощного телосложения, сильным и бесстрашным, благодаря чему получил прозвище «Громадный Слон» (Жанде Пиль).

Отец Ахмада был простым земледельцем (известно, что он владел виноградником) и не мог научить сына ни читать, ни писать. Отец до самой своей кончины не верил в духовные способности Ахмада и увидел их только на смертном одре, как утверждает одна из историй. Как водится, нет пророка в своем отечестве...

Учителем Ахмада был шейх Бу Тахир-и-Курд, последователь Абу Саида аль-Хайра, знаменитого суфия (фигурирующего в известной истории, когда Ибн Сина после разговора с Абу Саидом сказал: «То, что я знаю, он видит»). Как рассказывают истории, Абу Саидом был предсказан приход Ахмада к шейху Бу Тахиру, для чего Абу Саид оставил последнему свою хирку (мантию или халат дервиша, передача которых символизирует наделение преемника тонкой силой или баракой Учителя). Хирка должна была быть передана тому из учеников, кто будет соответствовать описанию, данному Абу Саидом. Когда Ахмад-и-Джам вошел в ханаку Бу Тахира, тот узнал в нем признаки того самого человека, появление которого предсказал Абу Саид.

В возрасте пятнадцати лет Ахмад полюбил девушку, о которой он говорил как о «спрятанной за вуалью». В течение пяти лет он не мог думать ни о чем, кроме нее, мысль о ней вмешивалась даже в его молитвы. Позже Ахмад сравнивал это всепоглощающее чувство с любовью, которую святые испытывают к Богу.

Став молодым человеком, до двадцати двух лет он вел разгульный образ жизни, попав в компанию к молодым повесам, проводившим время за вином и шумными вечеринками. Поворотный момент наступил для Ахмада в один вечер, когда юноша стал свидетелем чудесного превращения вина, которое он вез своим собутыльникам, в чистый мёд. Это так потрясло Ахмада, что он покинул круг своих друзей и ушел в отшельничество в пещеры в горах Намак недалеко от Джама.



Последующие восемнадцать лет Ахмад-и-Джам посвятит укрощению своей животной натуры.

Однажды, когда его низшее «я» возжелало сладкой пищи, то, чтобы проучить его, Ахмад постелил себе ложе из терновых ветвей и катался на нем, пока все все его тело не начало кровоточить. Будучи человеком страстным и темпераментным, в войне с низшим «я», нафсом Громадный Слон порой доходил до крайностей. Однажды, обуреваемый позывами плоти, он в порыве гнева хотел лишить себя органа страсти. Однако, когда его рука с острым ножом уже была занесена, чтобы совершить необратимое, Ахмад услышал голос: «Если ты сотворишь это, ты запятнаешь свою душу кровью тридцати девяти святых».

(Впоследствии, когда Ахмад-и-Джам вернулся к нормальной жизни, у него действительно родилось тридцать девять сыновей и три дочери. Он был женат восемь раз, в последний раз уже в возрасте 80 лет. Четырнадцать из его сыновей пережили его, и большинство из них также стали духовными учителями, хотя и не сформировали ордена наподобие Сухраварди, Мевлеви или Чишти).

Спустя восемнадцать лет жертв Ахмад понял, что цель его отрешения от мира была достигнута. Он стал факиром, «духовно нищим». Позже он объяснит своим ученикам, что это означает: духовная нищета отбрасывает все атрибуты, освобождает человека от всего, что он считает собой - и в хорошем смысле, и в плохом.

Он более не держится ни за одно из своих верований, убеждений, принципов и понятий, понимая, что всё это тоже лишь «пожитки», собранные его умом. Как может нищий духом судить себя или других, не считая себя обладателем правды? Из-за этого люди книг и принципов могут посчитать его неверующим или еретиком, но разве мнение людей может иметь какое-то значение для того, кто не привязан ни к чему?

Духовно нищий становится гибким и текучим. Он не сожалеет о прошлом и не питает ожиданий от будущего. Он делает себя пустым сосудом, для того, чтобы быть наполненным благодатью и волей Водителя в каждый миг своей жизни.



Келья (чиллахона) для уединенного созерцания в ханаке Ахмада-и-Джама

Человек нищеты, по выражению шейха Ахмада, подобен мячу для поло, который не катится сам, по собственной воле. Он принимает все удары клюшки и катится туда, куда его направляют Высшие Силы, никогда не зная и не спрашивая, сколько раз, до каких пор и кем по нему будут ударять. Он также не противится тому, когда Высшие Силы используют его как клюшку для удара, как посредника своей воли. Факир становится таким - не подвластным ни страстям, ни искушениям. Когда это происходит, его покидает страх, а в сердце его поселяется великое спокойствие и смирение.

...В Нагорной Проповеди Христа есть загадочные слова: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное» (Мф. 5:3). Толкования этих слов всевозможны, но к восприятию их сути как метода древних Школ Совершенствования Человека можно также приблизиться, изучая путь суфиев. Слово «нищета» в устах персидских дервишей означало отказ не столько от привязанности к материальным вещам, - хотя бедность тоже могла быть частью пути факира - человека, идущего «путем нищеты», но отрешение гораздо более радикальное.

В одном из сохранившихся писем Ахмад-и-Джам описывает особенности состояния нищего духом:

«Спрашивать о состоянии фахр, нищеты - вопрос, достойный ребенка. Человек, чье сердце объяло нищету, не нуждается ни в объяснении её, ни в поиске. Признак нищеты - в том, что она лишена признаков. И все же, когда человек достигает такого состояния, с ним случаются и становятся всем очевидными чудесные вещи, что указывает на его внутреннее достижение.

Из солончака пресная вода не потечёт. Нищета - это алхимия, преображающая все, чего она касается, своим качеством. Когда нищета укореняется в человеке, она проявляется как преображение его характера и природы. Свойства дьявола, и зверя, и человека: страсть, жадность, гнев, ревность, зависть, гордость, суемыслие и тому подобное покидают его составную природу, и знамя его возвышения поднимается в реальности Божественного Единства.

Послушайте о том, чему меня научил опыт. В любом мирском деле, научившись ему от кого-то, вы станете умельцем. Но когда речь идет о нищете, все, кто входит дверью имитации, выходят через дверь ереси. Когда Пророка, благослови его Господь, спросили: «Что есть нищета?», он сказал: «Одно из богатств Бога». И вновь его спросили: «Что есть нищета?» Он сказал: «Одно из богатств Бога». И в третий раз спросили его: «Что есть нищета?» И он сказал: «Это то, что Господь дарует лишь пророкам и верующим, щедрым к Богу». Пророк, мир ему и благословение, также сказал: «Нищета - моя гордость».

Духовная нищета - на самом деле «вид неверия», как говорится в хадисах, и до тех пор, пока те, кто считает себя верующими, не заклеймят вас как неверующего, нищета не раскроет вам своей подлинной красоты.

Особенность нищеты и пребывания духовно нищим - в том, что какая бы страсть, или тоска, или надежда и прочее ни были в вас ранее, все это исчезает. Пока вы не вычеркнете, не вычистите это из себя, отказываясь как от утверждения, так и от отрицания, данные истины не укоренятся в вашем существе. Нищету нельзя описать. Любые описания - учёт лавочника, а не нищета. И Бог лучше ведает...»

...В возрасте сорока лет Ахмад-и-Джам оставил уединение и вернулся к обычной жизни. Жар внутреннего усилия и огонь жертвенника, пылавшие в течение столь долгого времени, совершили алхимическое преобразование, и более не были необходимы. Этого не понимают те, кто возносит аскетические практики как самоцель. Когда цель Делания достигнута, тигель снимают с огня, и миру является Философский Камень.

Парадокс духовной нищеты и наиглубочайшая её тайна такова: тот, кто стал никем, кто свёл своё «я» до нуля - он становится ВСЕМ. Нет таких знаний, могущества, сил и способностей, которые не сделались бы открытыми ему. Мирские блага более не вредны тому, кто освободил себя от привязанности к ним. Пожертвовавший всем может иметь всё - человеческое благополучие, власть, материальное богатство, ибо, внешне распоряжаясь всем этим ко славе Создателя, он более никогда не загрязнит свою душу привязанностью к ним.

За время аскетического уединения у Ахмада открылись сверхобычные способности, среди которых была мощная целительская сила, и он посвятил себя помощи страждущим. В одной из книг Ахмад-и-Джам позже написал: «Если перед тобой стоит выбор: выполнить обязательный молебен или просьбу слабого, лучше оказать помощь слабому, ибо он нуждается в ней более, чем Всевышний в нашем поклонении».

Истории об исцелении Ахмадом различных недугов, приведенные в книге под названием «Духовные подвиги», составленной учеником шейха, очень напоминают евангельские притчи.

Говорят, что Ахмад-и-Джам брением из слюны и праха или простым прикосновением восстанавливал зрение незрячим; молитвой и мановением руки исцелял тяжелых больных, которые уже не вставали с постели; изгонял бесов из душевнобольных; ставил на ноги парализованных; излечивал эпилептиков и т.д. Изложенное в этих многочисленных историях, где приводятся имена реальных людей в разных селениях и городах, может показаться маловероятным, но если эти сказания содержат хоть малую толику истины, то целительская мощь Ахмада была поистине удивительна.

Одним из раскрывшихся в шейхе талантов была способность избавлять людей, как сейчас говорят, от алкогольной зависимости. В наше время алкоголизм считается болезнью, но в то время это называлось «привести грешников к покаянию». Агиографы утверждают, что за пятьдесят лет Громадный Слон «привел к покаянию» 180 тысяч любителей вина.

Рассказывают также, что Ахмад-и-Джам своими руками разбил 10 тысяч кувшинов с вином (возможно, неприятию спиртного способствовал опыт, полученный суфием в молодости). Кроме того, Ахмад-и-Джам также был известен тем, что уничтожил более тысячи музыкальных инструментов, использовавшихся для развлечения.

Великий персидский поэт Хафиз, который, судя по всему, был наслышан о деяниях шейха Ахмада, посвятил ему следующую строфу:

Раб кубка винного - Хафиз... Лети, зефир! В сие мгновенье
Ты шейху Джама передай от нас, рабов вина, почтенье.

Стоит отметить, однако, что отношение шейха к суфийскому ритуалу сама, где использовались музыка и танцы, не было столь категоричным. Он считал неприемлемым использование музыки для возбуждения страстей и получения чувственного удовольствия, но не отвергал ритуалы, где музыка применялась как средство достижения высших состояний. При этом, отмечал шейх, лишь те из учеников, кто уже достиг определенного прогресса в духовном развитии, были достаточно зрелыми для участия в сама.

Так или иначе, в ханаке шейха Ахмада, которую он вместе с мечетью построил на окраине Торбат-и-Джама и где обучал дервишей, музыкальные церемонии не были регулярной практикой.

Вместе с учениками Учитель совершал поездки по Хорасану, посещая Герат, Нишапур, Мерв и Бастам и приобретя в этих городах немало последователей. По мере того, как росла слава шейха Ахмада, к нему начали обращаться за советом власть предержащие. Рассказывают, что у суфия были особые отношения с сельджукским султаном Санджаром, навещавшим святого в его ханаке и взятым Ахмадом под свою духовную защиту.

Согласно одной из историй, шейх Ахмад, в видении узнав о том, что Санджару грозит опасность от его собственного полководца, отправился во дворец и вылил кубок с отравленным питьем, куда злоумышленник поместил яд. Полководец, испугавшись за свою жизнь, сбежал и поднял мятеж. Хотя данная история не обнаружена в анналах, упоминаемый в ней полководец был реальным лицом, настроившим часть армии против султана. Мятеж был подавлен Санджаром.

Ясновидение было одной из особых способностей шейха Ахмада, и множество эпизодов его жизнеописания посвящены этому.

Он безошибочно предсказывал свержение или смерть одних правителей и возвышение других, урожай или неурожай тех или иных культур, набеги саранчи и в связи с этим повышение цен на зерно и т.д. Он таже видел грядущие события в жизнях отдельных людей и давал советы, которые всегда оказывались правильными. Шейх Ахмад использовал свои необычные способности даже для таких бытовых вещей, как указание места, где находится пропавший осел или корова, или где зарыт клад.

Чтение мыслей также было одной из сверхспособностей шейха.

Так, когда к нему приходили с просьбами, он давал человеку ответ еще до того, как тот изложил ее суть. Часто он знал, что о нем говорят за его спиной его ученики и упрекал их за это, в точности излагая их беседу. Также мог он разгадать планы неприятелей в отношении него и таким образом обойти их ловушки.

Отдельная категория историй описывает необычайную жизненную силу или особый магнетизм, который ощущали все, находясь в присутствии Громадного Слона - как люди, так и животные.

Некоторые принимавшие его у себя в гостях люди утверждали, что из окон комнаты, где он останавливался на ночлег, в темноте исходило странное сияние. Ахмад-и-Джам мог даровать бесплодной паре рождение сына, а мог наслать гипнотический ступор на своих клеветников, так, что они не могли вымолвить ни слова. Шейх мог благословить поле или плодовое дерево, и они давали небывалый урожай. Он мог вызвать или, наоборот, прекратить дождь. Он обладал властью внушения мыслей не только людям, но даже животным, которые слушались его без слов.

Конечно, все вокруг хотели знать, откуда у человека могут взяться такие способности. Косвенный ответ можно найти в письмах Ахмада-и-Джама, где он разъясняет, что такое суфийская барака, благодать, на примере пчелы.



Пчела, несмотря на ее малый размер, была одарена благодатью Бога. Однако, как пчела не способна объяснить эту Божественную щедрость, так и человек, наделенный великими силами, не в состоянии дать разъяснение относительно Его выбора, хотя дарованная ему барака, как и пчелиный мёд, излечивающий болезни и услаждающий вкус, - самое убедительное свидетельство благословения свыше.

В послании к самаркандцам, по-видимому, задававшим шейху Ахмаду именно этот вопрос, он писал:

«Вы упомянули высказывание [из Корана]: «И внушил Господь твой пчеле: «Устраивай (себе) в горах дома, и на деревьях и в том, что они [люди] строят»». Это сказано о пути суфия. В этих самых словах содержится полный ответ на то, о чём вы спрашиваете.



Несмотря на присутствие многоцветного павлина, царственного орла, высоко парящего сокола, долгоживущего грифа, увенчанного короной удода, пленяющих сердце куропатки и фазана, а также множества сладкоголосых птиц, почему именно маленькая пчела была вдохновлена откровением и удостоена чести безо всякой причины?

Потому что щедроты Господни не основаны на заслугах, «Господь ведет к своему свету того, кого пожелает». Даже если бы пчела хотела выразить то, что было ей явлено в откровении, она не смогла бы этого сделать, хотя ее собственная природа, восстанавливающая людское здоровье, - проявление откровения Господнего.

То, что она производит - проявление её сущности, хотя её жужжание не сможет перевести это в слова. Когда мы говорим о её цельном, вселяющем жизненную силу и поднимающем дух мёде, мы знаем, что есть нечто в пчеле, не существующее более нигде. Как сказал поэт:

«То, что есть в ней, в красавицах иных ты не найдёшь...»

Когда это качество было вложено в пчелу, все остальные остались ни с чем. Любой хворый в поиске средства излечения должен съесть то, что она производит. О мой друг и брат, то, что вложено в пчелу, совершенно особенно. Как сказал поэт:

«В тот день, когда печатью небеса они замкнули,
Влюблённых золото иною формою отлили.
Судить о форме той наш ум, увы, бессилен,
Ведь не умом чеканено совсем то злато было».

*****

За исключением паломничества в Мекку, Ахмад-и-Джам провел всю свою жизнь в Хорасане, дожив до 96 лет. Рассказывают, что один из учеников увидел во сне место, где будет расположена могила шейха. Ахмад, попросив ученика указать его, выбрал данное место для своего упокоения.



Надгробие Ахмада-и-Джама. Следуя традиции, на его могиле посажено фисташковое дерево, дабы защитить место захоронения от вандализма.

В местности вокруг Джама, Бахарза и Герата проживают более 700 потомков шейха Ахмада, большинство из них в Торбат-и-Джаме. Очень немногие из иранских семей могут отследить свою родословную на 900 лет назад. Род Ахмада из Джама пользуется уважением среди местных жителей, и хранителями мавзолея шейха по сей день являются его прямые потомки.

Один из них, потомок Ахмада-и-Джама в 27-м поколении, сопровождал нас в нашем зиярате по мавзолею. Он был очень доброжелателен, но, к сожалению, не говорил на иностранных языках. Открыв двери ханаки, запертые на множество замков из опасений, что туда могут проникнуть вандалы, он показал нам стенд, где были сведения об Ахмаде на разных языках, в том числе и на русском. Оказалось, что кто-то из потомков шейха учился в России и составил этот текст.



Помолившись у места упокоения великого Учителя и попросив исцеления и благословения, мы покидаем Торбат-и-Джам и едем дальше по суфийским местам Хорасана...

О них - в следующей заметке.



#954f72, караваны

Previous post Next post
Up