ТЫ ЕСТЬ ТО

Jun 22, 2019 19:14

Я - не я,
Я есть тот, кто со мною идет, но кого я не вижу,
О ком ясно я помню порой, а порой забываю.
Кто молчанье хранит и покой, когда всуе болтаю,
И кто мягко прощает, всеблагий, когда ненавижу.
Кто проходит везде, где меня никогда не бывает,
И кто будет стоять, когда наземь паду, умирая.

Хуан Рамон Хименес (1881-1958)
(перевод АсСалам)

…Этa история произошла с одним из наших испаноязычных Друзей в 1975 году, полностью перевернув его последующую жизнь. Всё это случилось, когда с группой однокашников по курсам фотографов он ехал погостить к их преподавателю в его сельский дом...

Ниже - сделанный мной перевод рассказа нашего Друга о произошедшем:

«Мы выехали на нескольких машинах в пятницу днем, и когда наступил вечер, были на полпути. Я сидел на заднем сиденье с совершенно пустой головой, даже не пытаясь следить за банальным разговором моих спутников. Пока машина поднималась по склону холма, я развлекался, глядя на каплю, бежавшую вниз по стеклу, постепенно увеличиваясь; ущелье, где мы проезжали, было голым и пустынным.

Внезапно узкая дорога резко изогнулась влево, неожиданно для водителя, который был отвлечен разговором и не успел сориентироваться; машина соскользнула и кувыркнулась в ущелье. Я весь сжался и закрыл глаза. Это была верная смерть, потому что до дна крутого склона было не меньше ста метров. Я сказал себе: «Все кончено», принимая смерть с удивительной нейтральностью (до этого я боялся смерти, как и подавляющее большинство людей).

В этот момент в моем сознании появился образ Аги [Учителя, Омара Али-Шаха] без какого-либо сознательного намерения с моей стороны. Мимолетный образ, исчезнувший очень быстро и тут же сменившийся как бы кинолентой всей моей жизни, прокрученной на огромной скорости. (Если бы такая картина действительно была снята, фильм длился бы в течение нескольких месяцев непрерывного показа. Было ощущение, словно время остановилось, и падение происходило в сверх-замедленном темпе).

Внезапно раздался звук сильного удара, а затем полная тишина. Сначала я думал, что умер. Я ничего не видел (я не понимал, что мои глаза закрыты) и не чувствовал своего тела. Я был сбит с толку, потому что пребывал в вопиющем противоречии: как я мог думать, если был мертв? (Я вспомнил знаменитую фразу Декарта «Я мыслю - значит существую». В то время, после многих лет атеизма, я был убежден, что после смерти ничего нет). Затем я решил проверить: если я смогу ощутить, как моя рука давит на грудь, значит, я живой, ну, а если нет... Я надавил рукой на грудь и почувствовал: «Я жив!» (смеюсь, когда вспоминаю).

Сразу после этого я забеспокоился о моей жене и остальных спутниках. Все отозвались, что они в порядке. В этот момент я открыл глаза и наконец-то оценил ситуацию зрительно. Мои ноги были вверху, а голова внизу, повернутая набок под весом тела, которого я в настоящий момент вообще не чувствовал. Машина лежала, перевернутая колесами вверх. К счастью, я обнаружил, что мои очки не повреждены. Мы вылезaли через окна, потому что двери не открывались. Я выбрался наружу с удивительной ловкостью и пошел по крутому склону к дороге, чтобы сообщить о нашем спасении остальным спутникам (мы ехали в четырех машинах).

Я чувствовал невероятный покой, как никогда в своей жизни. Я поднимался, выпрямившись, несмотря на крутой склон, с большим спокойствием. Казалось, я плыл, будто не было гравитации, никакого веса в моем теле, я совсем не ощущал его.

Я увидел, как люди из машин спускаются по склону на четвереньках, не замечая меня. У меня было чувство, что они меня не видят, потому что один из них на меня прямо наткнулся. Они были в шоке и как бы ослеплены своими эмоциями, они рвались «спасать раненых». Я воспринимал все, что они думают и чувствуют. Я мог видеть их «изнутри». Они казались мне человекообразными на очень низком уровне эволюции, абсолютно неуправляемыми из-за своих эмоций. Добравшись до дороги, я обнаружил множество припаркованных там машин. Других моих товарищей там больше не было. Я повернулся и посмотрел вниз. Около 50-ти или 60-ти человек окружили троих моих спутников из пострадавшей машины, а сама машина лежала метрах в двадцати вниз от уровня дороги (я понял, что падение длилось максимум 5 или 6 секунд). При падении машина была остановлена ​​кучей очень белых камней, которых я раньше не видел, хотя  и смотрел в этом направлении, когда произошла авария, и склон был совершенно голым. От машины до дна ущелья было 70 или 80 метров.

Некоторое время я стоял неподвижно, созерцая всю сцену с большим спокойствием, пока не начали подходить люди. Все были очень взволнованы и не могли перестать говорить, давать оценки и высказывать свое мнение. Наконец было решено, что мы остановимся в гостинице в ближайшем городе. Я молчал все время. Последними словами, которые я сказал в тот вечер, были те, что я произнес в машине после аварии. У меня не только не было желания говорить, но я также был уверен, что меня не поймут. Мне понадобились бы годы, чтобы передать все, что я мог воспринимать и чувствовать тогда.

На следующее утро это «состояние» исчезло. Все мое тело болело, как будто меня сильно избили накануне, и я чувствовал свой вес большим, как никогда. Мне стоило большого труда сделать любое движение. Я помнил все, как будто во сне, и я снова был, как все люди. Хотелось посмотреть машину, чтобы убедиться, что все произошедшее мне не приснилось. Машина была полностью разбита, и было невероятно, как мы все остались невредимы. Когда я пошел сделать снимок, я вспомнил момент падения, когда сказал себе «все кончено». И те великие мир и спокойствие, с которыми я принял смерть.

Ключевые моменты этой истории - кинолента моей жизни, прокрученная в сознании во время падения, а также последующее за этим состояние, в котором я «видел и знал» совершенно по-другому».

*****

Другой случай произошел с тем же человеком спустя двадцать лет после описываемых событий, и ввел его в состояние еще более пограничное. Примечательна, на мой взгляд, разница в качестве этих двух переживаний, которая была определена проделанной за двадцать лет работой над собой:

«В 1995 году у меня случился сердечный приступ, и мое дыхание временно остановилось; другими словами, я был клинически мертв в течение нескольких минут. Я отделился от своего тела. (На этот раз смерть была реальной. Я мог сверху видеть свое тело, лежащее на полу. Это был настоящий шок). Было и путешествие, и туннель, и Свет и т.д.

Я не собираюсь сейчас рассказывать всю историю. Существует много книг, рассказывающих одну и ту же историю, и множество людей, переживших это. Я ограничусь лишь основной идеей этого длинного повествования.

…Опять моя жизнь прошла передо мной, но теперь с одним важным отличием от предыдущего раза. Вместо очень подробного фильма я увидел сжатые и подытоженные блоки. Я уже проделал большую и основательную работу над просмотром своей жизни за все прошедшие годы, так что не было необходимости в том, чтобы фильм был подробным… Это дало мне дополнительное подтверждение, сколь важно «рассказывать себе свою собственную историю»… как это проделывал старый дровосек [в «Истории о Мушкил Гуше»]. И я cмог постичь еще много вещей... которые меняют тебя, понять ценности и механизмы, лежащие в основе действий и реакций человека, погруженного в мир, движимый лишь внешней видимостью, сиюминутными, поверхностными интересами, амбициями, тщеславием и т. д.

Это моя личная история, но, быть может, когда-нибудь она сможет пригодиться кому-то, потому что для меня данный опыт имел много последствий. Он позволил мне сделать много вещей, странных и непостижимых. A такие понятия, как внешний вид, социальный имидж, амбиции и так далее, перестали иметь значение».

(конец истории)

*****



В Ведах есть строфа о двух птицах, сидящих на одном дереве. Одна из птиц ест плод с дерева, а другая смотрит на первую. Одна очарована земными вещами, другая - просто наблюдает. Первая - наша индивидуальная душа, вторая - сверхдуша, наше Высшее Я. Хотя птицы неразлучны, одна является Господином, другая - слугой. Забывая об этой связи, первая птица - индивидуальная душа перелетает от дерева к дереву, из тела в тело. Она сможет избавиться от суетности и обрести покой, лишь когда обратит взор на вторую птицу.

В этом (вспоминании, кто мы есть на самом деле) - смысл фразы, которую дают как мантру ученикам ведических школ: «ТАТ ТВАМ АСИ», что означает «ТЫ ЕСТЬ ТО».

сущность, Мушкил Гуша

Previous post Next post
Up