Нафс означает «дыхание», «самость» или «индивидуальная душа», и это слово - изначально женского рода в арабском языке - в русскоязычном пространстве поменяло род на мужской. В нафсе неразвитого человека преобладает инстинктивная и рефлекторная природа, в следствие чего непреображенный нафс часто сравнивают с диким животным, которое следует обуздать и подчинить.
Фрагмент свитка с иллюстрациями к сказаниям о чудесах
суфийских святых Гази и Маника. Западная Бенгалия, 19 в.
В свое время вопрос появления нафса во сне в образе животных меня сильно интересовал.
...В начале моей работы в суфийской группе мне приснился один очень реалистичный сон, - из тех незамутненных видений, которые приходят не от одного из земных «я», а от Высшего Я.
В нем я была душой, нисходящей, как перышко, из околопланетарных сфер вниз на землю, сквозь слои облаков. Я помню странное ощущение одновременно индивидуальности и слитости со всем вокруг меня. Я не была отдельной ни от чего, и в то же время осознавала себя как Я, отдельное существо женского рода. Это было состояние полного покоя и соединенности со всем сущим. Я не была бестелесной, у меня было подобие тела в человеческой форме, хотя я его не ощущала физически.
Очень медленно и плавно опускаясь в атмосфере Земли, я увидела вершину высокого дерева (сосны или кедра), как бы выступающую из тумана. На ней было подобие гнезда, где меня ждали, чуть ли не потирая лапки, подпрыгивая от нетерпения и дико радуясь, множество странных маленьких зооформ, не существующих в природе. Некоторые были немного похожи на грызунов с пушистыми хвостами и большими выпученными глазами. Неизвестная сила притянула меня в это гнездо, и существа тут же бросились ко мне, каким-то образом став частью меня. Меня накрыло чувство неприязни к ним, но одновременно я почувствовала их отчаяние, тупик их существования без меня, их радость обретения возможности. Я была их шансом на что-то. В этот момент я проснулась.
Сон отпечатался в памяти, но значение его проявлялось очень постепенно, в течение последующих лет, когда, одна за другой, странные полуживотные формы, слившиеся с природой моей души, стали выявляться моим сознанием, чтобы быть преображенными светом... или уйти. В первом была их надежда! При вхождении в этот мир мы сливаемся с ними настолько, что начинаем считать их собой, но мы - не они, хотя они - часть нашего присутствия на этой планете.
В суфизме, как и во многих других духовных дисциплинах, состояние сновидения считается одним из мостов между земным миром и миром духа. Некоторые ордены используют толкование сновидений для определения состояния ученика, получения знака его готовности к переходу на следующий этап. Существуют сновидения, несущие роль инициации.
Важными также могут быть видЕния или образы, приходящие во время упражнений на концентрацию. Если вместо визуализации указанного Учителем символа или объекта ученик упорно видит нечто совсем другое, особенно зооморфное - это, скорее всего, свидетельствует о природе того аспекта нафса, который стоит на пути его прогресса.
Следует сказать, что очень часто вопросы, которые мне направляют в личных сообщениях, касаются снов и видений. Конечно, здесь важно отделять зерна от плевел, но мой собственный опыт и опыт других людей показывает, что на начальной стадии искателю практически всегда следует ожидать, что он лицом к лицу столкнется с проявлениями своей непросветленной природы - своего нафса, который может символически являться в снах и видЕниях в облике различных животных.
В этом смысле интересно, что существуют некие
архетипические образы, свойственные коллективному бессознательному, которые не зависят от времени и места. Французская исследовательница суфизма Аннемари Шиммель отмечала, что в источниках можно часто встретить упоминание о снах учеников дервишей, где появляется голодный черный пес, которого следовало приручить или прогнать.
Джавад Нурбахш, шейх персидского ордена Ниматуллахи, в книге «Психология суфизма» пишет, что существует столько же символических выражений нафса, сколько суфиев, следующих по Пути, но наиболее распространенными из них являются животные образы змеи, собаки, волка, крысы, обезьяны или осла:
«Если основная характеристика нафса - жестокость и насилие по отношению к людям, нафс может принять в снах обличие змеи. Если доминирующие черты - обман и мошенничество, они могут быть выражены через образы лисицы или ведьмы. Если преобладают злоба и ненависть, может появиться собака или волк. Если доминируют жадность и стяжательство собственности, их символом будет крыса. Если преобладают похоть и чувственность, то можно увидеть обезьяну, медведя или осла».
Еще более расширенный образный ряд качеств нафса содержится в средневековой книге наставлений Аль-Фаваид:
«[Нафс обладает] жадностью ворона, ненасытностью собаки, павлиньей склонностью к хвастовству, неблагодарностью ящерицы, злобностью верблюда, вредоносностью мыши, подлостью змеи, обезьяньей склонностью к бесполезным действиям, хитростью лисы, беспечностью бабочки и присущей гиене склонностью поспать».
В книге одного из ранних персидских суфиев, Али аль-Худжвири, под названием «Раскрытие скрытого» (Кашф аль-Махджуб) собраны интересные свидетельства об обликах, принимаемых нафсом во снах и видениях мистиков:
«Видный сподвижник Джунайда, Мохаммад Насави однажды сказал: "На ранних стадиях Пути я обрел знание дурных воздействий нафса и узнал о тех местах, где он ставит западни. Я питал к нему постоянную ненависть в своем сердце. Однажды нечто вроде лисенка выпрыгнуло из моего горла, и я распознал, благодаря Божьей благодати, что это мой нафс. Я попытался его растоптать, но от каждого удара он вырастал в размере. Я спросил у него, почему это происходит, ведь другие существа могут быть уничтожены таким образом? Он отвечал: "Потому что я был создан с извращенной природой: то, что изводит других, приносит мне довольство, и наоборот".
Абу’л-Аббас Ашкани, имам своей эпохи, вспоминает: "Однажды я пришел домой и нашел там уснувшую желтую собаку. Думая, что она принадлежит кому-то по соседству, я собирался отпустить ее, но она пробралась под мою накидку и исчезла".
Абу'л-Касим Гyргани сказал: "Однажды я видел нафс в форме змеи".
Дервиш рассказывает: "Я увидел свой нафс в форме крысы. Я спросил: "Кто ты?" Он отвечал: "Я - погубитель нерадивых, ибо побуждаю их творить зло. Я - спасение друзей Бога: если бы не я и не мое злокозненное существование, они бы возгордились своей безупречностью и своими деяниями. Когда они размышляют о чистоте своего сердца и глубинного сознания, о свете их дружбы с Богом, о своем постоянстве в духовной практике, ими овладевает гордыня. Но когда они видят в себе меня, вся их гордость исчезает". ...
Ибрахим Хаввас сказал: "Когда я услышал, что в Руме есть человек, проживший семьдесят лет в монастыре, подвергая себя жестокой аскетической дисциплине, я подумал: "Поразительно! Обычный срок монашеского служения - сорок лет. Какое благородное побуждение могло продержать этого человека в монастыре семьдесят лет?" Я решил найти его. Когда я, наконец, подошел к монастырю, открылось окно, и тот самый человек закричал мне: "О Ибрахим, я знаю, зачем ты пришел! Я пробыл здесь семьдесят лет не ради монашеского обета. Дело в том, что у меня есть собака, обуреваемая страстями. Я сижу здесь и слежу за собакой, чтобы она не обижала людей. Я - не то, что ты воображаешь". Услышав эти слова, я воскликнул: "О, Господь, ты способен наставить верующего на путь благочестия, даже если он полностью отклонился от истинного пути, и направить его на верную дорогу". Человек упрекнул меня, сказав: "О, Ибрахим, долго ли ты будешь домогаться общества людей? Ступай на поиски самого себя, и когда ты найдешь себя, следи за собой, ибо каждый день эти страсти рядятся в триста и шестьдесят одеяний Божественности и уводят тебя от истинного пути"». (Кашф аль-Махджуб,с.261-269)
Миниатюра из иллюстрированного сборника
«Рубайят Омара Хайама и персидские миниатюры»
...В своем опыте могу отметить многие из перечисленных образов. Как-то, спустя пару лет после того, как я начала делать упражнения и зикр, я увидела целые полчища больших черных собак или волков, несущихся с горы прямо на меня, что заставило меня в страхе проснуться.
Потом одно время мне упорно снились медведи (может быть, это навеяно тем местом, где мы живем - однажды в походе мы действительно увидели черного медведя совсем рядом). Вначале медведь во сне пугал меня так, что все внутри сжималось, но потом, раз за разом, страх стал уходить, и в конце медведи стали дрессированные и даже ездили на велосипеде по лесу.
В промежутках медвежьей саги иногда в сновидениях появлялись крысы или неизвестные в природе грызуны, похожие на толстых мышей, которых я пыталась затоптать ногами, - что иногда удавалось, - но потом их было жалко, ведь они даже не особо защищались. В одном из снов прошлым летом целую группу неагрессивных зооморфов в человеческий рост, похожих на интернетовского Ждуна, кто-то вытащил из меня и переместил в неизвестном направлении.
С тех пор не помню, чтобы мне снились животные. Может быть, затаились до поры...
Согласно высказыванию Хазрата Инайят Хана, суфийского Учителя линии преемственности ордена Чишти, который работал на Западе в прошлом веке, нафс проявляется даже внешне, делая повадки непреображенного человека похожими на то животное, черты которого присущи его нафсу:
«Каждый человек имеет характерную черту, соответствующую его нафсу. Один - как тигр, другой похож на собаку, в то время как третий может напоминать кота, а четвертый - лисицу. Таким образом, человек напоминает своей речью, мыслями и чувствами зверей и птиц, состояние его нафса сродни их природе, и временами даже своим внешним видом он их напоминает. Безусловно, его стремление к гармонии зависит от эволюции его нафса». (из книги «Мистицизм звука»)
Наша тема - сновидения о нафсе, поэтому вопрос соответствия людей животным типам мы развивать не будем, но, если кому-то интересны подробности, когда-то его затрагивал Виктор Олсуфьев
здесь.
Иллюстрация к поэме И.Гете «Рейнеке-лис», художник
Вильгельм фон Каульбах (Wilhelm von Kaulbach), 1857
*****
В вышеприведенных словах Хазрата Инайят Хана содержится важная мысль: хотя мы узнаем нафс по его низшим проявлениям, в нем заложена способность к утончению и развитию.
Хотя нафс не может познать Бога так, как постигает Его Божий дух в человеке, нафсу можно привить любовь к Верховному Существу, - в той мере, в какой он способен на это. Как пес, преданно любящий своего хозяина и становящийся благодаря этому в чем-то ближе к человеческому этапу развития, нафс может быть направлен на служение высшему и таким образом преображен и очищен.
Именно это имел в виду Пророк ﷺ, говоря: «Мой сатана стал мусульманином».
Символ просветленного нафса, о чем нам когда-то напомнил уважаемый
alexsufi - Аль-Бурак, волшебное существо, на котором Пророк (Господь свидетель его тайны), согласно легенде, совершил ночное путешествие из Мекки в Иерусалим, а затем вознесся на седьмую из небесных сфер. Арабское слово бурак означает «ослепительный, сияющий» и является однокоренным со словом «молния». Традиционно Аль-Бурак изображается с головой человека и телом белого крылатого скакуна. (Есть также мнения о том, что Аль-Бурак - женского рода, поэтому встречаются и изображения с лицом женщины).
Дух нематериален, поэтому он нуждается в Бураке нафса для прохождения всех стадий развития в материальном воплощении. Поднимаясь по стоянкам Пути, от самой низшей, нафс-и-аммара, животно-инстинктивного «я», до самых высоких, нафс становится достойным Божественного наказа душе, отправляющейся в странствие по мирам проявления: «Вернись к своему Господу удовлетворенной и снискавшей довольство!» (Сура «Заря», 89:28) Потому суть Пути суфиев можно уложить в одну строку из хадисов - высказываний Пророка ﷺ:
Ман 'арафа нафсаху 'арафа Раббах.
«Познавший свой нафс познал своего Господа».
Сны могут быть нашим первым ключом к работе с нафсом. Почему это так, пояснил суфийский шейх Махмуд Таха из Судана в прошлом веке:
«Эта душа бессмертна по своей сути, несмотря на изменения, которые происходят с ней через различные формы, проявляющиеся в разных местах в разное время. Никогда душа не прекращает свои поиски бессмертия - она хочет быть бессмертной в форме, подобно тому как она уже бессмертна в сущности. Такова история каждого человека.
Однако мы все забыли это.
Под «забыванием» подразумевается, что это знание обосновалось на дне бессознательного и было покрыто толстым слоем иллюзий и страхов, унаследованных со времен невежества и суеверия. Мы не сможем достичь счастья, пока не прорвемся сквозь этот толстый слой, мешающий неосознанным мыслеформам быть отраженными в зеркале сознания и, следовательно, раскрыть бОльшую истину, - истину истин, скрытую завесами света. Эта долгая история, хранящаяся в бессознательном, состоит из той же ткани, что и наши сны. Коран соткан из такой же субстанции. Он был явлен на земном плане для того лишь, чтобы напомнить нам о нашей необычайной истории.
Тот, кто вспомнит это, приобретет знание, за порогом которого нет невежества, равно как и бессмертие, за которым не существует погибели».
Пора вспомнить...