Пирамида Солнца (здесь и далее снимки, сделанные мной, если не указано иное)
Это не случайность - как видно на следующей фотографии, Пирамида Луны повторяет очертания другой горы - Серро-Гордо, подпирающей Теотиуакан с севера. Хотя две главные пирамиды комплекса - Солнца и Луны - кажутся одинаковыми по высоте, это лишь оптическая иллюзия, создаваемая благодаря тому, что последняя стоит на естественной возвышенности. На самом деле она существенно меньше пирамиды Солнца.
Вид на Пирамиду Луны с Пирамиды Солнца
По сравнению с двумя главными сооружениями, полностью лишенными украшений, третье, самое позднее и самое маленькое - гораздо больше походит на храм. Эта ступенчатая пирамида со скульптурными изображениями Пернатого Змея - Кетцалькоатля, сильно отличающаяся по стилю и масштабу от основных двух пирамид Теотиуакана, построена цивилизацией, судя по всему, уже не имевшей отношения к тем, кто основал город.
Источник иллюстрации Три пирамиды соединяет некое подобие прямого, проложенного как по линейке, 5-километрового широкого проспекта, упирающегося в Пирамиду Луны. Когда-то, еще до нашей эры, он был забетонирован. Ацтеки совершенно неостроумно назвали его «Дорогой Мертвых» - потому что, по словам нашего мексиканского гида-археолога, это была вовсе не дорога, а водный канал, расположенный с заданным уклоном и снабженный системой плотин и шлюзов. Для чего? Это один из «неудобных вопросов», к которому мы вернемся чуть позже.
Так называемая Дорога Мертвых, проходящая вдоль всего Теотиуакана
...Итак, мы оглядываем грандиозную систему сооружений, созданную две или, по некоторым предположениям, все три тысячи лет назад. После всего увиденного и услышанного о Теотиуакане у меня нет сомнений, что его инфраструктура имела техническое назначение, совершенно, однако, нам непонятное. Мое впечатление похоже, наверное, на то, что испытывали сталкеры из романа Стругацких «Пикник на обочине», проникавшие в «зону» и находившие необъяснимые артефакты цивилизации, непостижимой настолько, что ее творения казались порождениями не столько техники, сколько магии.
Пирамиды точно не были построены в качестве гробниц, как ошибочно предполагали нашедшие уже заброшенный Теотиуакан в 14-м веке ацтеки, а затем испанцы: ни одного саркофага в комплексе до сих пор не обнаружено. Это, разумеется, создает для археологов, привыкших все непонятные объекты причислять к «ритуальным», новую массу неудобных вопросов.
Именно эти вопросы я и хотела бы обозначить в моей заметке, не предлагая, однако, окончательных ответов. Ибо лучше оставить неудобный вопрос открытым, чем закрыть путь к его познанию удобным, но неверным ответом.
*****
Все, что нам известно о строителях Теотиуакана, только умножает вопросы. Кем они были и откуда пришли? Никто не знает, потому что эти люди не использовали письменности, установлено только, что теотиуаканцы не имели отношения ни к майя, ни к ацтекам. В отсутствие единого мнения, археологи и историки называют данную цивилизацию тольтеками - хотя тольтек на языке ацтеков просто означает «строитель, Мастер, Человек Знания» (мы помним это из книг К.Кастанеды).
Древние тольтеки основали свой город в первом тысячелетии до н.э., и восемьсот лет он процветал, будучи центром большого региона, хотя, возможно, хозяевами его в течение этого времени были разные народы. Но в 7-м веке жители города внезапно покинули его - возможно, в следствие природного катаклизма или гражданской войны.
Теософы связывали истоки цивилизации тольтеков с легендарной Атлантидой: по их версии, в то время как одна из ветвей тольтеков, переживших гибель Атлантиды, через туранскую цивилизацию повлияла на древний Китай, другая основала удивительные города в Мезоамерике. Были ли строители Теотиуакана потомками атлантов, ведает, конечно, один Бог. Но можно ли назвать их Людьми Знания? Вне всяческих сомнений.
Грандиозность масштаба и искусность, с которой Теотиуакан был размещен на местности, сориентирован астрономически и спланирован инженерно, поразительны даже для нашего времени, не говоря уже о об эпохе, когда Теотиуакан, на пике расцвета, насчитывал до 200 тысяч жителей (больше, чем Рим времен Цезаря!)
Реконструкция предполагаемого изначального вида Пирамиды Солнца (источник Википедия)
В отличие от нашей цивилизации, пошедшей по пути технологий, отделенных от понимания Единого Духа, строители Теотиуакана не намеревались ни бросать вызов Природе, ни подминать ее под свои нужды. Во всем, что создавали эти люди, видно стремление стать гармоничной частью планетной системы, встраиваясь в существующий баланс, но не нарушая его. Они применяли только естественные материалы, строя свои грандиозные сооружения из сырцовых кирпичей, камня и известкового раствора. Стены их покрывались штукатуркой и были окрашены в яркие цвета.
У подножия Пирамиды Солнца
Как мы увидим далее, древние тольтеки умели извлекать и использовать тонкую животворную энергию, которую в разное время называли
ци, прана, од или оргон, из минералов, текущей воды и окружающих гор - знание, почти полностью утраченное нами. Они превосходно разбирались в астрономии и знали о разных качествах излучений, приходящих из космоса. Они строили города, которые были живыми во всех отношениях.
Они были Мастерами высшего порядка, не уступающими в знании сакральной геометрии Строителям египетских пирамид, а, возможно, напрямую связанными с их Школой. Об этом свидетельствует поразительное сходство «почерка» создателей Великой Пирамиды в Гизе (т.н. «пирамиды Хеопса») и Пирамиды Солнца в Теотиуакане. К примеру, пропорции обеих являются результатом тщательно продуманного сочетания двух фундаментальных «космических ГОСТов» -
Золотого Сечения (числа ф) и числа пи (π).
Историки науки не принимают идею, что кто-то в Новом Свете хоть сколько-нибудь приблизился к пониманию этих вселенских констант до того, как европейцы прибыли туда в 16-м веке. Но... факты есть факты. Поэтому:
ПЕРВЫЙ НЕУДОБНЫЙ ВОПРОС: ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ
Если наложить снимок египетской Великой Пирамиды на фото мексиканской Пирамиды Солнца в масштабе 1:1, становится очевидно, что площади их основания практически одинаковы. Это действительно так - разница составляет всего 3%. Небольшая неточность вполне может быть результатом перестроек, которым Пирамида Солнца подвергалась в течение трех тысяч лет (следует учитывать, что ее строили из гораздо более подвижного и легко разрушаемого материала, нежели Великую Пирамиду). Какова вероятность такого «совпадения»? Был ли для обоих сооружений взят некий неизвестный нам планетарный или космический эталон: единица расстояния, амплитуда или длина волны?..
Два ключевых параметра, используемых в геометрии пирамид - это их высота и периметр основания. В заметке о
квадратуре круга Великой Пирамиды мы говорили о том, что соотношение между ее высотой и периметром равно 2π - в точности такое же, как между высотой и длиной окружности с радиусом, равным высоте пирамиды. Соотношение же высоты и периметра основания Пирамиды Солнца составляет 4π (с отклонением лишь 0,05%) Выбор данных пропорций тоже невозможно назвать случайностью. Но чтобы это понять, нужно кое-что знать о загадочном числе π:
В школе нас учили, что π (3,14...) - это отношение длины окружности к ее диаметру, поэтому мы привыкли думать о числе π только как об атрибуте круга. Однако окружность - лишь частный случай циклических процессов. Число π уникально благодаря его особой связи с циклами. Любой периодический процесс, где присутствует ритм: дыхание, биение сердца, порывы ветра, волны в океане, движение планет вокруг солнца, электронов внутри атома - управляется числом π!
Циклы - своего рода двоюродные братья кругов, они существуют во времени, как круги - в пространстве. Число π лежит в основе и тех, и других. По этой причине число π связано с любыми волновыми процессами - от океанских приливов и отливов до электромагнитных волн. Число π присутствует и в принципе неопределенности Гейзенберга, основателя квантовой механики, и в уравнении Шредингера, описывающем фундаментальные свойства атомов и субатомных частиц. Можно без преувеличения сказать, что число π вплетено в самые основы функционирования Вселенной.
Нижеприведенная иллюстрация дает наглядное представление о том, как число π проявляется в окружности и в волновом процессе, который можно описать синусоидой:
Источник Для примера будем считать, что на графике изображен процесс дыхания: (+1) обозначает максимум - состояние полного вдоха, (-1) - минимум, состояние полного выдоха. От вдоха до выдоха функция пройдет ровно π, а от вдоха до вдоха - 2π. То же самое будет касаться любой периодической колебательно-волновой функции - один полный цикл всегда будет равен 2π, два полных цикла - 4π, три цикла - 6π и т.д.
Что это означает для Великой Пирамиды и Пирамиды Солнца, соотношение высоты и периметра основания которых в первом случае равно 2π, а во втором 4π? Это означает, что если два этих величайших сооружения генерируют (или ретранслируют?) некие волны по обе стороны Атлантики, то циклы этих волн слаженны - то есть на каждый цикл первой волны приходится ровно два цикла другой. Далее, если метафорически уподобить пирамиды натянутым струнам, то Великая Пирамида «звучала» бы в базовом тоне, а Пирамида Солнца - на октаву выше, в первом обертоне - на частоте ровно в два раза большей.
Эта иллюстрация сделана исключительно для для визуализации понятия слаженности волн - я просто пыталась показать на схеме, как выглядит сочетание базового тона и обертона с длиной волны ровно в два раза меньшей. Мы, разумеется, не знаем ни длины, ни амплитуды волн, на которую были настроены пирамиды.
Может статься даже, что обе пирамиды были настроены не друг на друга, а как гармонические обертоны (гармоники) к определенной длине общей для них «эталонной» волны или ряда гармоник - планетарных или космических. Возможно, существует некая виртуальная «струна», или камертон, по которому строился весь «инструмент» мегалитических сооружений древности. Мы не знаем, что это за частота, и какова истинная функция такой настройки, при всех наших технических достижениях. Выходит, что теотиуаканцы, как и Строители египетских пирамид, прекрасно понимали не только суть трансцедентных чисел, но и владели глубокими знаниями о волновых процессах, нам неизвестных?
Какой неудобный вопрос!.. И это только только о том, что связано с числом π...
Есть еще второе вселенское число, которое мы находим в обеих рассматриваемых пирамидах - число ф или пропорция Золотого Сечения. Как уважаемые Собеседники, возможно, помнят из
прошлой заметки, в основе Великой Пирамиды лежит золотосеченный треугольник со сторонами 1 : √ф : ф.
Геометр Марк Рейнолдс (Mark Reynolds) в своем чрезвычайно интересном и добросовестном
исследовании показал, что, взяв за основу чертеж Великой Пирамиды в Египте, можно получить чертеж Пирамиды Солнца двумя разными способами.
Наиболее простой из них таков: если достроить треугольник 1 : √ф : ф Великой Пирамиды до прямоугольника, то место пересечения двух его его диагоналей, равных ф, обозначит высоту Пирамиды Солнца.
Полученная таким образом высота Пирамиды Солнца будет относиться к половине длины ее основания приблизительно как 1/ф : 1 (отклонение около 3%), или 5/8, если использовать числа Фибоначчи - приближение к Золотой Пропорции. Что это означает? Это означает, что древние Строители Теотиуакана, по каким-то причинам (может быть, техническим) не пожелавшие скопировать Великую Пирамиду во всю ее высоту, тем не менее, приложили максимум усилий, чтобы сохранить в Пирамиде Солнца приближение к числу ф.
М.Рейнолдс пишет: «Проведенный геометрический анализ показывает, что две структуры сочетаются как единое геометрическое построение», после чего ставит вопрос: «Хотя две пирамиды были разделены Атлантическим океаном и возведены в совершенно разных культурных и географических условиях, возможно, они были созданы одним и тем же архитектором или архитекторами, либо напрямую, либо посредством переданных инструкций?»
Неудобный вопрос, однако. И он далеко не последний...
Продолжение вопросов о технологиях, которыми владели древние тольтеки Теотиуакана, в
следующей части.