Омар Али-Шах. Работа с негативными внутренними реакциями

Sep 28, 2017 21:03

Как можно справиться с вещами вроде страха, беспокойства, неврозов, комплексов и фобий? Это не дискурс психологического рода - когда я говорю, «как справляться», я имею в виду, «как применять для этой цели техники и инструменты Традиции».

Многие из вас помнят то, что я говорил о необходимости дистанцироваться от проблем и пытаться смотреть на них объективно, а затем приложить определенное количество энергии, дабы избежать повторения подобных ошибок и устойчивых паттернов поведения в будущем. Некоторые уже применяют эти тактики более или менее регулярно, однако следует знать, что существует еще один шаг, который необходимо сделать перед тем, как применять какое-либо упражнение или технику. Этот шаг - точная идентификация проблемной области, эмоционального расстройства или беспокойства, и его необходимо сделать, не вдаваясь, конечно, в дебри психоанализа, регрессии, поиска подспудных влияний и т.д.

Факторы, воздействующие на человека в течение жизни, несомненно, могут вызывать определенные реакции и чувства, просто потому, что они стали причиной обусловленности. Некоторая доля обусловливания неизбежна - ее накладывают социальные, религиозные и прочие аспекты жизни. [...] Другой вид обусловливания человек накладывает на себя сам. [...]
Наше внутреннее существо является очень «тесно сбитым», так что воздействие внутренних факторов на наше мышление, поведение или реакции чаще всего оказывается сильнее воздействий, приходящих извне.

Обычно человек использует ту или иную технику, чтобы контролировать свои реакции, изолировать и защищать себя от влияний, которые он расценивает как нежелательные. Воздействия могут приходить от людей, внешних обстоятельств, - шум, жара, холод, суета, стресс, - ежедневно, ежечасно мы обрабатываем тысячу и одно информационное послание. Когда человек начеку, он способен предотвратить  большинство негативных воздействий от активного проникновения: его защита при нем.

Менее заметная область, из которой также могут исходить воздействия, находится внутри нас самих. Скажем, в определенной ситуации мы всегда наблюдаем у себя одну и ту же реакцию - позитивную, негативную или нейтральную. Возможно, ее вызывает какой-то внешний фактор, или при каждом воздействии извне определенного рода внутри нас рождается глубинная реакция, влияющая на наш ход мысли.  [...]

Реакция человека на обстоятельства, где много шума, спешки, суматохи, может, к примеру, выражаться в виде гнева или страха. [...] Возможно, человек, попав в такую ситуацию, предпринял свою обычную меру защиты, дистанцировавшись от шума и суеты, или может быть, просто посмотрел вокруг себя и подумал: «Мне не о чем беспокоиться». Это первая линия защиты, и вы ее задействуете, так и должно быть. Однако остается вероятность, что какая-то, совсем небольшая, часть страха или гнева все же осталась внутри, и через несколько минут (или несколько дней), уже в совершенно иных обстоятельствах эта остаточная доля гнева или страха вдруг выходит на поверхность и прикрепляется к ситуации, в которой человек в тот момент находится.

Природа данного явления совершенно иррациональна, но оно действительно происходит, полностью механически. Предположим, в человеке имеется некоторое остаточное чувство гнева или страха, и он попадает в ситуацию, которая сама по себе не плоха и не хороша, просто нейтральна. Если остаточный гнев или страх в этот момент выйдет на поверхность, он может сдвинуть - не саму ситуацию, но отношение человека к ней - в другом направлении: «Что-то во всем этом мне не нравится, я чувствую страх или беспокойство». Это - проявление феномена, называемого «ложным следом». Проявление, тем не менее, вполне реально. [...] Человеку кажется, что он обнаружил повод для страха, гнева или мстительности в данной текущей ситуации, и он действует соответственно.



Так вы получаете неожиданно иррациональный поворот в развитии событий, который может произойти очень быстро и вызвать эффект домино: нейтральная ситуация, оцениваемая человеком как вызывающая страх, агрессию, гнев, и порождаемая ею реакция - бежать или защищаться. Если человек выбирает защищаться, он поднимает волну агрессии, изумляющую людей, против которых направлено такое поведение. Они, в свою очередь реагируют: «Да что с тобой?», и вот вы имеете полноценный конфликт, где все мутузят друг друга во всех направлениях. [...]

Конечно же, совсем необязательно, чтобы эмоции страха, гнева или мстительности, поднимающиеся на поверхность в какой-то ситуации, являлись именно результатом «ложного следа». [...] Отличить «ложный след» от подлинной реакции можно при помощи очень простого действия. Когда вы чувствуете, что в вас поднимается негативное чувство, попытайтесь отстраниться от него и посмотреть на все со стороны: «На самом ли деле я задет? Нахожусь ли я под влиянием чего-то? Действительно ли я являюсь пострадавшей стороной в этой ситуации или, может быть, я сам ее усугубил?» Совершенно очевидно, что соображать нужно быстро, поскольку, если стоит вопрос защиты или нападения, решение нужно принимать на месте. Процесс должен быть четким и быстрым, поэтому вы должны использовать правильную технику.

Если после буквально миллисекундной оценки ситуации вы определяете, что ваша реакция может быть результатом «ложного следа», необходимо попытаться определить, из какого момента в прошлом она берет начало. [...] Как я сказал ранее, такая оценка не должна быть глубоким психологическим или психиатрическим экскурсом - все намного проще (и намного дешевле). Нет нужды вытягиваться на кушетке и регрессировать к точке ноль. Большинство из «ложных следов» берут начало из событий, произошедших в недалеком прошлом - в пределах нескольких часов или дней назад. [...]

Допустим, вы нашли один из таких «ложных следов», и что с ним теперь делать? Можно сказать, что начало положено, определить проблему - уже выиграть половину сражения. Чтобы полностью избавиться от «ложного следа», необходимо стереть его из памяти, - не просто подавить, потому что он снова всплывет, рано или поздно, - а именно полностью искоренить.

Искоренение или стирание «ложного следа» не так сложно, как кажется, и не требует глубокого катарсиса, эмоционального взрыва или непримиримой битвы с самим собой. Как только вы идентифицировали негатив и определили его характер, оцените его с рациональной точки зрения, дайте ему имя или назначьте меру. Вы можете измерить его в каких угодно единицах - скажем, «негативный заряд в два или пять миллиамперов», или нечто подобное.

Что может нейтрализовать негативный потенциал? Направленный на него более мощный позитивный заряд. Поэтому, вытащив проблемную ситуацию, событие, чувство на свет Божий как можно скорее и держа это в центре внимания так, как если бы оно лежало перед вами на столе, сфокусируйте на нем позитивную энергию, в значительной степени превышающую его негативный потенциал.

В «ложных следах» нет ничего мистического или экстраординарного: они подчиняются определенным законам физики и физиологии, вроде гальванизма. Церебральная и нервная системы используют базовую форму энергии, являющуюся одной из разновидностей электричества. Поэтому есть основания утверждать, что в подавляющем большинстве случаев «ложные следы», которые человек может легко превратить в повторяющиеся реакции, неврозы и беспокойства, можно преодолеть, уничтожить или нейтрализовать. Для этого просто задействуется превосходящая степень положительной энергии, имеющейся у человека, так как система сама производит нужный тип энергии противоположной полярности, способной стереть остаточные следы негатива.

Эта техника может применяться и в общем виде, который содержит некоторую избыточность, когда вы как бы говорите себе: «Я чувствую депрессию, нервозность, страх или дисгармонию в связи с чем-либо, поэтому попробую-ка я залить всю систему положительным потенциалом, чтобы обнулить весь негатив». Такой подход абсолютно возможен, но некоторая избыточность в нем все же имеется. Гораздо лучше, когда вы определяете конкретнее, как, почему и откуда происходит негатив, а затем точечно направляете в эту область положительную энергию. Не обязательно, конечно, фокусироваться на конкретной точке в левой ноге или правом ухе. Определив негативную ситуацию, мысленно сосредоточьтесь на ней. Выполняя упражнение или применяя какую-то технику, вы произведете достаточно положительной энергии, чтобы исправить ее.

Можно, конечно, сделать из легкой озабоченности или беспокойства на грани невроза настоящий, полноценный невроз, если постоянно думать о нем - такие вещи расцветают от внимания и своей способности влиять на поведение человека. Они забирают все больше и больше внимания, хотя это напоминает надувание воздушного шара. По сути, они не представляют из себя ничего существенного - их единственная задача напрягать, беспокоить и выводить человека из себя.

Хотя они - не более чем раздражители, просто взять и сказать «да черт с ними» не всегда получается. На некоторые из таких раздражителей действительно можно просто махнуть рукой - чаще всего вы именно так и поступите, и они сотрутся из памяти естественным образом. [...] В нормальной системе психологической самозащиты подобное стирание памяти происходит автономно и автоматически. Насколько проще и удобнее было бы, если бы человек мог использовать преимущества той же самой системы для нейтрализации воздействий, которые остаются в нем вопреки его желанию. Конечно, никто добровольно не захочет запоминать особенно противный запах или особенно неприятную ситуацию. Но, бывает, что-то остается от негативного впечатления, и, если человек мысленно возвращается к нему снова и снова, он углубляет оставленный в памяти след.

В таком возвращении может быть рациональное зерно, так, например, можно сказать себе: «Я хочу запомнить это, чтобы в следующий раз в подобных обстоятельствах не наступить на те же грабли». Это можно, но только при условии, что воспоминание сохраняется как предупредительный сигнал или отрицательный пример, а не становится «моей проблемой» или «моей заботой». В противном случае воспоминание может легко перейти в категорию последних, и, - поскольку такие вещи имеют тенденцию агрегироваться, - влиять на поведение и стать самосотворенной тюрьмой.

Каждый имеет право на создание определенного образа в собственных глазах - [...] но это не оправдание того, чтобы строить такой образ себя, который вас будет подводить в разных ситуациях. [...]

Вы должны очень хорошо осознавать тот факт, что внутри себя вы можете производить реакции и чувства, которые способны стать строительными блоками для того, что вы называете своей индивидуальностью или своим имиджем. Это нормально, но помните, что необходимо их подвергать проверке на предмет того, содержат ли они элементы, которые могут внести негатив в ваши будущие реакции или помешать вам в жизни.

(отрывки из книги «Суфизм сегодня», перевод АсСалам)

Продолжение темы

добро и зло, Омар Али-Шах

Previous post Next post
Up