Так с почтением называют Бухару, отдавая дань ее уникальной роли в духовной жизни народов Средней Азии (и не только). Как утверждал Георгий Гурджиев, «для того, чтобы понять тайную суть учения ислама, нет нужды ехать в Мекку, гораздо больше можно найти в Бухаре». Роль духовного портала, который в свое время выполняла Мекка, в определенный момент истории действительно переместился в Бухару, где успешно действовал веками и, в некотором смысле, действует до нашего времени.
Портал бухарского медресе
Из трех десятков стран и, может быть, пары сотен городов, в которых мне приходилось бывать, Бухара навсегда останется особым местом. Отпечаток, который она оставляет в душе, и «аромат» Традиции, ей присущий, ни с чем не сравнимы - разве что турецкую Конью, где атмосфера учения и любви Мевляны Руми сохраняется по сей день, можно поставить рядом.
Как и Конья, Бухара остается очень местечковым, уютным городом, в который влюбляешься с первого шага. Оба города, кажется, совсем не изменились с тех самых средних веков. Дух Бухары, взращенный священными трудами поколений и поколений дервишей, пленяет сердце паломника в двадцать первом веке точно так же, как и в двенадцатом.
Девяностолетний бухарский старичок, встретившийся нам
у медресе Мир-и-Араб и пожелавший долгих лет и всяческих благ
Дух Бухары живет в узких улочках, где стены хранят мощи святых, о чем свидетельствуют таблички там и тут. Он - в вечерних огнях, отраженных в черной воде Ляби-Хауз, в мягком ветре, благословением смывающим дневную жару. Он - в нраве людей, отмеченном достоинством и сердечностью, но без угодливости, горделивости или навязчивости - поистине благородном, как и сама Бухара-и-Шариф.
Вид на вечерний Ляби-Хауз
Исторический центр Бухары совсем небольшой, и какой-то.... домашний, весь его можно за вечер обойти пешком по нагретым за день булыжным мостовым, глазея на разные восточные диковины ручной работы, которые до глубокой ночи продают уличные торговцы - прекрасные вышивки -сюзане, тюбетейки и шали, великолепные изделия чеканщиков, персидские миниатюры и кинжалы с резными рукоятками.
Проход к торговой площади
Многие из узоров традиционных вышивок на шелке - сюзане - используются тысячелетиями, а искусство их создания передается от мастерицы к мастерице. Даже очевидные отклонения от симметрии и «неправильности» в орнаменте могут иметь значение и передавать важную информацию тому, кто действительно хочет овладеть древним знанием, вложенным в узоры их создателями.
Каждый из элементов узора имеет сакральное или магическое значение, так что сюзане - это настоящий оберег или талисман, в создание которого вложено много месяцев кропотливого труда и тонкой силы намерения.
Один из традиционных мотивов узора ручной шелковой вышивки-сюзане, основанный на восьмиугольнике
Шагаем далее по бухарским улицам.... По пути как-то не встречаются привычные для любого города пафосные монументы вождям или полководцам. Единственный, кто удостоился памятника в самом центре священной Бухары - это неподражаемый герой дервишеских историй Ходжа Насреддин на своем знаменитом ослике, вокруг которого всегда играют дети. Правая рука Ходжи приложена к груди, левая же сжимает двумя пальцами монетку, возможно, указывая на то, что у каждой вещи всегда есть две стороны, и не всегда понятно, какая из них лицевая...
А может быть, показывая монету, Ходжа напоминает нам вот об этой истории:
Однажды на базаре Насреддин увидел, как толстый чайханщик тряс какого-то нищего, требуя у него платы за обед.
- Но я же только понюхал твой плов! - оправдывался бродяга.
- Запах тоже стоит денег! - отвечал ему толстяк.
- Отпусти его, - я за все тебе заплачу, - вмешался Насреддин.
Чайханщик отпустил беднягу. Ходжа вынул из кармана несколько монет и потряс их над его ухом.
- Что это? - изумился тот.
- Кто продает запах обеда, получает в оплату звон монет, - невозмутимо ответил Ходжа.
У этой истории, как и у монеты Насреддина, есть две стороны - лицевая и оборотная. Попробуйте их увидеть :) А мы пока пойдем дальше по солнечным улочкам благословенной Бухары мимо мечетей и медресе...
...Зайдем в старинный храм, когда-то зороастрийский, а затем ставший мавзолеем мусульманского святого, и поразмышляем над тем, зачем в центре куполов храмов Мавераннахра оставляли небольшие круглые отверстия - то ли чтобы создать поток охлаждающего воздуха, то ли для того, чтобы лучи солнца и звезд, проникая сквозь отверстия, попадали прямо на центральный алтарь...
...И завершим наш поход в средневековом медресе Мир-и-Араб, названном в честь суфия из Йемена, который был наставником правителя Бухары и вдохновителем этой постройки. Уникальность Мир-и-Араб заключается в том, что оно было единственным медресе, каким-то чудом сохранившимся в СССР, и единственным очагом веры, не ушедшим в те годы в «подполье». Если кто понимает, что значит "намоленное место" - так вот, медресе Мир-и-Араб - очень намоленное место.
Мир-и-Араб. Вид из зарешеченного окна на главный портал медресе. В исламской архитектуре ракурс и угол зрения имеют ключевое значение, а расположение каждой арки, окна или дверного проема тщательно спланировано с учетом открывающегося с их помощью вида. Данный ракурс вызывает много ассоциаций... у меня, к примеру, такую - из поэм Руми: «Из сидящих в темнице узников один видит решетку, другой - звездное небо».
Дервиши Накшбанди при советской власти тоже вынуждены были скрывать свою принадлежность к ордену. Тем не менее, они не прекращали работу и собирались тайно, так что даже соседи могли не знать, что рядом с ними живет суфийский Мастер.
С одним из них, уважаемым в Бухаре человеком, который всю жизнь преподавал в медресе Мир-и-Араб, а в последние годы также является хранителем мемориала
Бахауддина Накшбанда, нам удалось встретиться.
Об этой беседе - сухбат я расскажу в
отдельной заметке.
Минарет мечети Мир-и-Араб,
самое высокое строение священной Бухары