К 1260 году Ходжаган практически полностью восстановил свою деятельность в Бухаре и ее окрестностях. Слава
Ходжи Арифа Ревгари среди всех слоев общества к этому времени достигла такого уровня, что он счел свое дальнейшее пребывание в роли Первого среди Арифов («Познавших») противоречащим наказу его Учителя «избегать славы» и передал свои полномочия ближайшему ученику, Ходже Махмуду Фагнави.
Махмуд «Анжир» Фагнави родился и всю жизнь прожил в небольшом селении Фагна в 15 км от Бухары - возможно, следуя совету своего Учителя держаться подальше от власть предержащих. В миру Ходжа Махмуд, следуя традиции Мастеров Ходжаган, всегда кормившихся своим трудом, был плотником и разводил сады. Возможно, этим объясняется происхождение его второго имени: «Анжир» означает инжир или смоковница.
Согласно преданию, свое прозвище - Анжир - Ходжа Фагнави получил в результате одного необычайного происшествия.
Однажды зимой к бухарскому хану приехал почетный гость, и хан, желавший удивить его, отправил к Ходже Фагнави слугу за свежими фруктами, с таким посланием от правителя: «Коли ты чудотворец, сотвори чудо». Зимой в Узбекистане холодно, свежих фруктов не сыскать, а садовые деревья прикапывают землей, чтобы они не вымерзали. Однако Ходжа Махмуд повел посыльного с собой в сад, опустил руку в холмик с инжировым деревом, и к неимоверному изумлению слуги, вытащил оттуда свежий инжир.
Вполне вероятно, что эта история - лишь аллегория, однако она передает в терминах образного языка суть работы, возложенной на Ходжу Фагнави, которую он, как и его предшественники по Ходжаган, успешно осуществлял, сохраняя Учение неизменно живым при любых внешних обстоятельствах. Корни древа Традиции, даже присыпанного земным прахом, всегда получают питание из высших миров, и в нужное время ветви древа приносят свой плод, проявление которого «из ниоткуда» на земном плане - подлинное чудо. Поэтому Ходжа Фагнави известен высказыванием: "Наша наука не есть наука сего мира, это наука миров".
Вслед за своим Учителем Ходжа Махмуд Фагнави продолжил практику поминания имен Бога, произносимого вслух, которую называли зикр-и-джахрия. Когда его спросили, какова цель громкого произнесения зикра, он сказал:
"Люди все время спят, и это упражнение должно будить их".
Смысл этой фразы становится более понятным в свете идеи суфиев о том, что в обычном состоянии, которое люди считают бодрствованием, большинство людей на самом деле «спят» - часть их сознания, способная воспринимать поток влияний, приходящих из высших миров, как бы дремлет в них. Возможно, эта идея восходит к высказыванию Али Ибн Абу Талиба, ближайшего сподвижника и родственника Пророка:
«Люди спят, а умирая, просыпаются».
Состояние ограниченного сознания, в котором пребывают люди, пойманные в сети обусловленных мыслей, чувств и восприятий, создает преграду для развития скрытых, высших способностей. Состояние «спящих людей» можно сравнить с особой формой гипноза, в который нас погружают силы и влияния земного мира. Мы воспринимаем себя и мир вокруг нас не такими, какие они есть на самом деле, но такими, какими нас убеждает воспринимать наше окружение. Суфий - тот, кто «заснул» (или «умер») для мирских влияний, в то время как «око души» пробудилось в нем.
Суфии также утверждают, что человек не может проснуться сам - его должен пробудить тот, в ком уже никогда не дремлет око души. Именно это недремлющее око помогает Мастеру находить инструменты и «будильники», наиболее подходящие для данных людей в данное время.
*****
Ходжа Махмуд «Анжир» Фагнави совершил переход в 1286 г. и был похоронен в родном селе, которое сейчас называется Анжирбог. Над могилой возведен мавзолей, а рядом построена мечеть, выкопаны хауз (пруд) и колодец, вода в котором считается святой. Но самое замечательное и запоминающееся всем паломникам при посещении этого святого места - конечно же, великолепный сад, где во множестве растет инжир - дерево, давшее второе имя необычайному Мастеру и напоминающее потомкам о его чудесной науке - науке миров...
Пруд и сад инжировых деревьев перед мавзолеем Ходжи Махмуда Фагнави
Очень гостеприимный садовник и хранитель мавзолея, который, прочитав с нами, как в Узбекистане принято, суры из Корана в почтение памяти святого, затем угостил нас только что поспевшими плодами инжира - очень вкусными и сладкими, сорванными прямо с дерева, которые во множестве растут здесь в саду
Каллиграфическая матрица (колослов), в которой
закодирована фраза Фагнави "Наша наука - это наука миров".
Помещена с разрешения автора,
Сергея Иванова