В начале 13-го века Центральную Азию опрокинула волна монгольского нашествия. Орды Чингисхана сравнивали с землей целые города, поголовно истребляя жителей. Многотысячелетняя цивилизация оказалась на грани гибели
( Read more... )
Насчет зороастризма: хотя мне попадалась информация о том, что зороастрийцы не хоронили мертвых, а, как и тибетцы, отдавали их на съедение диким зверям и птицам, я как-то не сталкивалась с информацией, которую Вы привели.
В суфийской Традиции не столько культ мощей, т.е. физических останков, как в христианской, сколько почитание мест, посвященных святым. Чаще всего это было в том месте, где святой был похоронен, однако, как известно многие мавзолеи, посвященные святым, фактически пусты - их устанавливают и в местах, где святой родился, жил или даже просто учил некоторое время. Поэтому у некоторых суфиев бывает даже по нескольку мазаров или мавзолеев. Можно, наверное, рассматривать такие места как порталы, где может произойти взаимодействие с баракой святого (даже не с его духом, а скорее с накопленной им благодатью и позитивной силой).
В книге Рашахат Айн аль-Хаят, "Капли росы от весны жизни", которая является основным источником о жизни Учителей Ходжаган, описывается беседа с учениками Бахауддина Накшбанда, где обсуждается вопрос о могилах святых:
Вопрос: "Рекомендуете ли вы посещать могилы умерших Учителей?"
Ответ: "Польза, получаемая от посещения могилы Учителя Мудрости пропорциональна вашему пониманию его учения и вашей вере в него. Чем больше понимания и веры, тем больше пользы вы вынесете из такого посещения. Безусловно, посещая священные могилы, можно ощущать грандиознейшие силы, но не следует забывать и о том, что можно общаться с духами умерших Учителей и на расстоянии".
Насколько я помню, позиция братьев Шахов в данном вопросе почти аналогичная. Ага называл момент контакта с Присутствием святого "подключением". Чем сильнее сродство вибраций паломника с вибрацией святого места, тем вероятнее такого рода подключение.
Все верно, просто маленькая реплика. Зоастрийцы отдавали на с'едение птицам только мясо, кости затем хранили в сосудах или специальных пакетах. По некоторым утверждениям кости самого Заратустры лежат в основании одной из главных суфийских святынь Афганистана
Вообще, с костями - это большая отдельная тема. Почти во всех учениях, сохранивших архаичные компоненты (вроде зороастризма, даосизма, шаманизма, ламаизма и религии бон у тибетцев) костям святых приписывается особая сила, поскольку считается, что из всех тканей тела кости способны накапливать и сохранять высшие энергии наилучшим образом. Отсюда ритуальные чаши у тибетских лам, изготовленные из черепов ушедших учителей, или духовые инструменты из их бедренных костей (второе, впрочем, использовалось также в магических целях, чтобы связаться с духом покойного).
А указанный Вами способ обращения с телами покойных был распространен в древнем мире довольно широко, в том числе у предков славян. Они оставляли тела покойных в специальных сооружениях на сваях, где со временем от них оставались только кости (отсюда пошли "избушки на курьих ножках" в сказках о Бабе-Яге, да и сама Баба-Яга была с "костяной ногой" - возможно, в этих избушках действительно находили себе пристанище какие-то юродивые или изгои деревни). Ну и Кащей Бессмертный тоже, возможно, из этой оперы...
В суфийской Традиции не столько культ мощей, т.е. физических останков, как в христианской, сколько почитание мест, посвященных святым. Чаще всего это было в том месте, где святой был похоронен, однако, как известно многие мавзолеи, посвященные святым, фактически пусты - их устанавливают и в местах, где святой родился, жил или даже просто учил некоторое время. Поэтому у некоторых суфиев бывает даже по нескольку мазаров или мавзолеев. Можно, наверное, рассматривать такие места как порталы, где может произойти взаимодействие с баракой святого (даже не с его духом, а скорее с накопленной им благодатью и позитивной силой).
В книге Рашахат Айн аль-Хаят, "Капли росы от весны жизни", которая является основным источником о жизни Учителей Ходжаган, описывается беседа с учениками Бахауддина Накшбанда, где обсуждается вопрос о могилах святых:
Вопрос: "Рекомендуете ли вы посещать могилы умерших Учителей?"
Ответ: "Польза, получаемая от посещения могилы Учителя Мудрости пропорциональна вашему пониманию его учения и вашей вере в него. Чем больше понимания и веры, тем больше пользы вы вынесете из такого посещения. Безусловно, посещая священные могилы, можно ощущать
грандиознейшие силы, но не следует забывать и о том, что можно общаться с духами умерших Учителей и на расстоянии".
Насколько я помню, позиция братьев Шахов в данном вопросе почти аналогичная. Ага называл момент контакта с Присутствием святого "подключением". Чем сильнее сродство вибраций паломника с вибрацией святого места, тем вероятнее такого рода подключение.
Reply
Reply
А указанный Вами способ обращения с телами покойных был распространен в древнем мире довольно широко, в том числе у предков славян. Они оставляли тела покойных в специальных сооружениях на сваях, где со временем от них оставались только кости (отсюда пошли "избушки на курьих ножках" в сказках о Бабе-Яге, да и сама Баба-Яга была с "костяной ногой" - возможно, в этих избушках действительно находили себе пристанище какие-то юродивые или изгои деревни). Ну и Кащей Бессмертный тоже, возможно, из этой оперы...
Reply
Leave a comment