СИНКОПА

Mar 31, 2016 21:09

Этой заметкой о латиноамериканской музыке я продолжу (и, думаю, на ней и завершу) мою кубинскую тему :)

Итак, валяясь на белом песочке под кокосовыми пальмами и погружаясь в ритмы карибской музыки, я, конечно, мало о чем была в состоянии размышлять, но парочка вопросов где-то в прихожей сознания все же шевелились... и вот до чего дошевелились:

Вопрос первый:

Почему латиноамериканская музыка такая зажигательная? Почему тело под нее начинает непроизвольно двигаться и дергаться? Обычно говорят: ну, как же - она же такая ритмичная! Ритмичная - да, но ведь марш - еще более ритмичный, однако многие ли из нас бросаются маршировать, заслыша «Прощание славянки»? А вот под какую-нибудь самбу или румбу ноги сами, хочешь-не хочешь, пускаются в пляс. Разве нет?
В чем же дело?

Парадоксально, но секрет непреодолимой двигательной привлекательности латинской музыки кроется в ее диссонансе!
Дело в том, что практически все южно-американские музыкальные жанры используют прием, который называется синкопой или синкопированием. Это разновидность музыкального диссонанса, только не мелодического, а ритмического.

Например, когда один из инструментов (ударный) играет не в том же ритме, что и остальные, а отстает от них совсем чуть-чуть, на пол-такта - это разновидность синкопы. Отстающий инструмент как бы все время «играет в догонялки» с товарищами по оркестру. В том месте, где по ритмическому рисунку должен быть бит, возникает почти незаметная заминка, полусекундная задержка.

Для инстинктивно-двигательного центра, в котором процессы и реакции происходят в течение миллисекунд, пол-секунды - это огромная куча времени. В эту кучу времени наш инстинктивный центр, который прекрасно отслеживает ритмы, 1) засекает отсутствие бита и 2) отдает команду двигательному центру восполнить это отсутствие, компенсировать его при помощи движения. Вот почему тело под зажигательную латину двигается или, скорее, даже дергается, как бы «само», механически.

Чем сильнее в человеке доминирует двигательный центр, и чем лучше развито чувство ритма (как у черной расы, например), тем безусловнее на него действует ритмический диссонанс. Механизм всегда работает, так же, как работает «внутренний певец», исправляющий диссонансы гармонические. Только ритмический диссонанс включает не внутреннего певца, а скорее "внутреннего барабанщика".



Вопрос второй:

Почему бытует представление о латиноамериканской музыке (и танцах) как об эротичных, пробуждающих сексуальное влечение? Откровенные костюмы и воинственный макияж - только часть объяснения. Главная же причина - также в подсознательном воздействии, которое оказывает на наш инстинктивный центр то самое синкопирование, ритмическая задержка на полтакта. Тот, кто танцевал латину, наверное, помнит, что в этих танцах «ноги догоняют тело», а нижняя часть тела всегда слегка отстает от верхней. Этот прием запрещается методикой классического европейского танца, так как считается вульгарным, однако именно он придает латине эротичность, потому что ровно таким же образом - с синкопой в полтакта - партнеры двигаются во время полового акта.

Вопрос третий,

а точнее наблюдение над собой. Латинские ритмы очень эффективно расслабляют, помогают избавиться от эмоционального напряжения и навязчивых мыслей... кстати, может быть, поэтому жители этих мест все поголовно страдают «синдромом маньяна» - все откладывать на завтра? Ну, как бы то ни было... Оказывается, и эффект легкого транса от латинской музыки также вызывается синкопированием, ей присущим!

В этой работе описывается процесс введения пациента в гипнотический транс одновременными усилиями двух гипнотизеров - метод, называемый «двойным наведением».  Цель гипноза - приглушение или остановка аналитического ума, чтобы обеспечить воздействие терапии непосредственно на глубинные слои сознания (сущность) пациента. Одной из разновидностей двойного наведения является сочетание взаимодополняющих невербальных воздействий - синкопированность, когда гипнотизеры работают в одном и том же ритме, но один на полтакта отстает от другого. Двойное наведение само по себе затормаживает аналитические процессы путем их перегрузки одновременными стимулами.  И, как оказывается, синкопированная схема еще более эффективно останавливает поверхностное сознание - то, что суфии называют Командующим Я.
Так же точно, тихой сапой (точнее, синкопой) нас вводят в подобие транса ритмы самбы или регги.

****

В течение недели я наблюдала за людьми, чьи ноги, руки и головы непроизвольно дергались под воздействием музыкальных ритмов, и в этом процессе ко мне пришло ясное осознание того, как с музыкой работают суфии, а также для чего они это делают.

В книге «Все и ничего» Оливер Хоар описывает такой эпизод обучения Идрисом Шахом его родителей, Ирины и Реджинальда Хоаров:

В один из последующих визитов Шах принес запись афганской музыки, и проиграл ее на высокой громкости. Когда запись закончилась, он спросил родителей, каково, по их мнению, предназначение этой музыки. Они не имели понятия. Тогда он спросил, какие чувства музыка вызвала в них? Моя мать ответила, что ей захотелось вскочить и пуститься в пляс. «Вот именно», - сказал Шах. Затем он дал пояснения: подобная ритмичная, очень динамичная музыка создавалась, чтобы использоваться особым образом. Она исполнялась на публичных собраниях, и суфийские ученики должны были отстраниться от эмоционального и физического эффекта музыки, в то же время, продолжая слушать ее. Она была эффективным методом обучения внутреннему механизму отстранения, который в дальнейшем можно использовать в любой ситуации.

Надо сказать, что наблюдая за своими реакциями, я пришла к выводу, что, в принципе, могу вполне эффективно отстраняться от механического воздействия синкопированного ритма, если не на инстинктивный центр, то, по крайней мере, на двигательный. Я была в состоянии «включать» или «выключать» вовлеченность в музыкальный ритм моего тела и эмоций. (К сожалению, пока не могу сказать такого о более сложных стимулах, но - дорогу осилит идущий :)

С другой стороны, хорошо освоив отстранение, человек совершенно не обязательно должен пребывать в нем все время. Смысл ведь не в постоянном отстранении от стимулов, смысл в умении применять отстранение, когда необходимо. Когда необходимости нет - почему же не отдаться полностью музыке или танцу? Иногда это так весело :)

Вот и Хафиз так думает:

И каждое дитя когда-то знало Бога -
Не Бога из запретов,
И не Бога из имен,
Не Бога, кто все время нечто странное творит.
Четыре слова есть всего у того Бога,
Он, повторяя их, дитю на ухо говорит:
«Иди, танцуй со Мной!»

Иди, танцуй.

суфийская музыка, музыкальная гармония

Previous post Next post
Up