Суфии полагают, что внутри человечества есть элемент, вводимый в действие любовью, который обеспечивает средства для достижения истинной реальности.
Идрис Шах, «Суфии»
Когда Бог дарит нам состояние любви, в проявленный мир высвобождается огромное количество энергии. В борьбу за эту энергию тут же вступают различные силы: инстинктивное «я» стремится к обладанию объектом любви и к плотскому удовлетворению, чувственное «я» к стимулам удовольствия, вознаграждения и т.д.
В этом спектре противоречивых голосов есть, однако, один, почти незаметный, но самый важный. В большинстве языков для него нет отдельного слова, и чаще всего его называют безусловная любовь - радость от того, что любимый (любимая) есть - не важно, у тебя или нет - и принятие всего, что он (она) приносит в твою жизнь.
Зачаток способности к чувству безусловной любви, присущий человеку, очень мал и слаб, но жизненно необходим для каждого человека. Именно из него в нас может расти любовь к Богу. Только как отделить безусловную любовь от других чувств и страстей в бурлящем водовороте, который захватывает влюбленного? Как взрастить Любовь из едва проклевывающегося тоненького ростка?
Только при помощи особого усилия.
Такое особое усилие как метод духовной трансформации использовала школа Традиции, получившая распространение в мавританской Испании и других странах Западной Европы, начиная с 11 века.
Это движение было загадкой даже в свое время. Оно возникло как бы из ниоткуда и появилось уже сформировавшимся. У него никогда не было единого центра, а его последователи, известные нам как бродячие поэты и музыканты - трубадуры и менестрели - странствовали по городам и весям, иногда ненадолго задерживаясь при дворах покровительствующих им титулованных особ.
Связь трубадуров с суфийской Традицией убедительно показана в «Суфиях» Идриса Шаха, а также в книге «Люди Тайны», опубликованной его издательством «Октагон».
Согласно Шаху, слово «трубадур» происходит из арабского трехбуквенного корня ТРБ (ТаРаБ - «музыка, песня»). Преобразованный по суфийской системе абджад корень ТРБ присутствует также в словах муТРиБ «музыкант, последователь суфийского учения, учитель, руководитель», РаБбаТ «госпожа, женский идол» и РаБаТ «место собраний, монастырь».
Прекрасная Дама. Автор картины К.Калиновски
Как пишет Шах: "С точки зрения суфийского употребления этих слов, мы имеем дело не с направлением арабской поэзии, а с усилиями группы с учителем, причем тема любви представляла часть этих усилий. («Суфии», глава «Вероучение любви»)
Суфийские школы, планируя ту или иную деятельность, подбирают свою терминологию (и свои шифры) с особой тщательностью, останавливая выбор на таком основном слове, чьи корневые согласные, меняясь местами, образуют как можно больше слов, подразумевающих природу предполагаемой деятельности. [...] Остается мало сомнений в том, что трубадуры представляли собой один из социальных экспериментов суфийских школ, центром деятельности которых была Испания. («Люди Тайны», глава 5)
Суфии были первыми, кто в средневековье, когда женщину считали чем-то вроде движимого имущества, заговорили о ней как о существе, не только равном, но и достойном почитания. Идея превозношения женского начала в образе Прекрасной Дамы была принесена на Запад именно с Востока, из суфийской традиции любовной поэзии, взрастившей Ибн-Араби, Низами, Руми и Хафиза.
Характерной чертой поэзии трубадуров была идеализация объекта любви. Поэт поклонялся ей издали, безо всякой надежды на благосклонность, подобно Маджнуну, влюбленному в Лейлу, или дервишам из суфийских сказок, ищущим лишь взгляда недоступной принцессы.
К какому бы сословию ни принадлежал объект любви, неизменным оставалось одно: он был недоступен для обычного обладания, а любовь поклонника могла быть только платонической. В ключе идеальной любви, стихи Руми и Саади были посвящены мужчинам (что в европейской культуре было бы, конечно, неприемлемо). Зато на Западе дама сердца поэта часто была замужней женщиной (как в истории с Данте и Беатриче), и при этом муж не считал такого воздыхателя своей жены ни врагом, ни даже соперником. На Востоке это, конечно, было бы также неприемлемо.
Усилие платонической любви похоже на каждодневное отделение зерен от плевел. В сопротивлении желанию обладания и страсти - при помощи трения между человеческим и Божественным - рождается сила, алхимический огонь, питающий внутреннюю трансформацию.
Образ Возлюбленной символизировал влекущее человека духовное качество; качество, которое человек в своем обычном состоянии не способен достичь, но может надеяться приобрести благодаря трансформирующей силе платонической любви.
И хотя в наше трезвомыслящее, прагматичное время не осталось больше ни недосягаемых принцесс, ни посвящавших им жизнь трубадуров, поэзия и музыка суфийской школы, возникшей в арабской Испании много веков назад, сохранила в нашем полевом генотипе метод преображения через Любовь.
С наступающим праздником всех Прекрасных Дам!