Помните, как в сказке об Али-Бабе и сорока разбойниках главный герой, Али-Баба, наткнулся на пещеру с сокровищами? Вход в пещеру чудесным образом открывался при произнесении волшебных слов "Сезам, откройся!" Случайно подслушав магическую фразу, Али-Баба смог впоследствии проникнуть в пещеру и завладеть всеми ее сокровищами.
Спрашивается, какое отношение сказка из "Тысячи и одной ночи" имеет к молитвенной бараке? Не исключено, что самое прямое.
Что такое молитвенная барака? Почему молитвенную формулу или зикр, равно как и слово для сердечной (Иисусовой) молитвы, должен был обязательно передать лично ученику опытный Учитель? Вполне очевидно, и об этом уже было сказано ранее, что Учитель учил правильному произнесению фразы - с нужным ритмом, дыханием, интонацией и так далее. Однако этого, при всей его важности, недостаточно для того, чтобы зикр действовал...
Учитель передает ученику молитву или фразу, с которой он сам до этого работал. Возможно, многие десятилетия. До этого над той же самой фразой работал Учитель Учителя, и так далее по линии преемственности. Над этой же фразой, вполне вероятно, работали и работают параллельно многие другие ученики или целые группы, связанные с данной линией.
При каждом правильном контакте с молитвенной фразой, в ее "поле" вносится дополнительная тонкая энергия. Говоря языком символов из сказки про Али-Бабу, с магической фразой "Сезам, откройся!" вход в таинственную "пещеру" открывается, и в нее вносится новое "сокровище". Поколение за поколением молящихся вносят свою долю сокровищ в ту же самую "пещеру" - "силовое поле" молитвы. У молитвы есть и изначальное, присущее ей исконно силовое поле. В зикре оно связано с качествами, обозначенными различными именами Бога. В Иисусовой молитве оно связано с именем самогО Великого Мастера.
Молитва дервишей. Художник Дой Соевондо (Doy Soewondo), Индонезия.
Источник иллюстрации Для того, чтобы иметь доступ к "сокровищам", нужно
а) знать, где находится вход в пещеру (будь Али-Баба не рядом с пещерой, а у себя дома, сколько бы он ни произносил волшебную фразу, сокровищ ему бы не досталось). Ученика должен подвести ко входу знающий человек.
б) знать, как открыть вход в пещеру (даже найди Али-Баба пещеру с сокровищами, попасть в нее он не смог бы без волшебных слов). Ученику должны дать фонетический "ключ", открывающий доступ в силовое поле молитвы.
Как ученику показывают путь ко входу в виртуальную пещеру с сокровищами? Все происходит намного проще, чем может показаться, и в то же время это самая необъяснимая вещь в процессе обучения.
Вспомните, как первая учительница в школе учила вас, как писать палочки в тетради, потом закорючки, а потом и первые буквы? Она брала вашу руку с ручкой и водила ею по строчке, выводя букву за буквой. Таким образом она обучала не ваш ум, и даже не вашу память, а непосредственно ваше тело, как правильно действовать. Рука учительницы как бы говорила вашей руке, минуя неэффективный разум: "Надо вот так".
Точно таким же образом, при обучении практике зикра, тонкое тело Учителя передает тонкому телу ученика прямое знание того, как находить силовое поле молитвы и как подключаться к этому полю. Происходит нечто аналогичное уроку письма в первом классе -существо Учителя берет существо ученика за руку и заставляет его повторять необходимые действия. Вначале не очень ловко, но затем все более и более уверенно, существо ученика учится само налаживать контакт с силой молитвы.
Такой вопрос возникает по ходу: если сокровища в пещеру можно внести, то получается, что можно, как Али-Баба, их оттуда и вынести? Можно, но все не так просто. Вынести их можно только для того, чтобы приумножить. Когда человек начинает практику зикра, он работает на "заемных средствах", на энергии, "инвестированной" до него. Это необходимо, чтобы зикр, по выражению Наджмуддина Кубры, нашел доступ к сердцу ученика и начал черпать энергию сердца, "подобно ведру, черпающему воду из колодца". Сокровища из пещеры, как правило, неприменимы для приземленных целей.
(Есть, конечно, особые формулы, применяемых для конкретных случаев - например, формула Йа Шифа (О Целитель), которая всеми дервишами регулярно наполняется энергией для целей физического и душевного исцеления. Ее широко применяют, и не только дервиши, чьей специализацией является целительство).
Вот такие мысли возникли в связи с замечанием Собеседника...
В заключение, чтобы не создать у вас впечатления, что можно в принципе сказать что-то исчерпывающе-рациональное по вопросу молитвенной бараки, вот такой одесский анекдот:
-Абрам, ты откуда деньги берешь?
-Из тумбочки.
-А кто их туда кладет?
-Сара, жена моя.
-А она откуда берет?
-Я ей даю.
-А ты откуда берешь?
-Из тумбочки...
:-)