К вопросу универсальности какой-либо системы знания, «ключей, которые открывают любую дверь» - теме, которую мы как-то оживленно обсуждали с Виктором Олсуфьевым (царство ему небесное).
Когда-то законы Ньютона считались высшей и единственной истиной в физике - они работали на практике, с помощью них можно было рассчитать не только любой обычный физический опыт, но и движения небесных тел. Казалось бы, вот он - универсальный ключ! В течение двухсот лет так и считал весь цивилизованный мир. Однако пришел Эйнштейн с его теорией относительности, и оказалось, что Ньютон говорил правду - и только правду… но не всю правду.
Законы Ньютона были правдой лишь в чрезвычайно узком диапазоне реальности - том, который мы, существа, живущие в ооооооочень меееееедленном мире, можем непосредственно наблюдать. При скоростях, приближающихся к скорости света, классическая механика перестает работать, и даже самые фундаментальные понятия ньютоновского «ключа» - время и пространство - теряют постоянство и незыблемость. То же самое происходит, когда речь идет об очень малых объектах - таких, как элементарные частицы, например. Тут уже работает только квантовая теория. Принцип Гейзенберга.... (привет, Валерий! :)
Хотя холистическое, сакральное Знание в корне отличается от научного, применяемые в его рамках схемы или диаграммы также имеют силу лишь в одном из диапазонов реальности. В другом диапазоне реальности они могут не работать, а лишь существовать в потенциале.
Примером является Посленебесная схема триграмм, которая, как считается в китайской традиции, работает только на земном плане, тогда как Преднебесная схема существует как отвлеченный идеал. Кто-то, освоивший Преднебесную диаграмму, не сможет применить эти знания или расчеты в реальной жизни - например, в китайской медицине она не будет работать, зато будет работать «неправильная» Посленебесная схема. Это потому, что медицина не может исправить человека или трансформировать его духовно, она просто лечит его.
Есть один даосский трактат, входящий в число «апокрифов», приписываемых Лао-цзы, хотя появился этот текст спустя много веков после его жизни. Он называется Цин-цзин Цзин - «Канон о достижении чистой безмятежности». Сам канон очень краток, но к нему, как водится, есть комментарии, а также схемы и диаграммы, которые мне показались весьма полезными. Я не знаю, есть ли полный перевод с комментариями на русский язык (частичный вроде есть), но есть полное издание на английском в хорошем переводе и с оригинальными схемами (
Cultivating Stillness: A Taoist Manual for Transforming Body and Mind, translated with an introduction by Eva Wong). Согласно этому источнику, восемь триграмм в Преднебесном порядке описывают идеальное состояние вещей, когда все они находятся в гармонии и выражают суть Дао. В этом порядке все триграммы симметричны и сбалансированы. Цянь (небо) на юге уравновешивает Кунь (землю) на севере, Ли (огонь) и Кань (вода) взаимно дополняют друг друга на востоке и западе, а еще две пары - Чэнь (гром) и Сунь (ветер), а также Гэнь (гора) и Дуй (озеро) являются зеркальными отражениями друг друга по остальным двум осям направлений. Все очень красиво и самодостаточно, у системы правильно установлены полярности инь-ян, благодаря чему система удерживает силу внутри себя.
Посленебесный же порядок триграмм отражает реальное положение вещей, в котором они находятся здесь, на земном плане. Он отражает положение вещей и в нас, обычных людях. Этот порядок далек от совершенства и не является гармоничным. В нем все триграммы находятся «не на своих местах» и, в следствие разбалансировки и нарушения полярности, система отдает силу вовне. (Вспоминается суфийская притча о небесном яблоке, которое, попав на землю, оказалось с червоточиной).
Почему-то по ассоциации вспомнилось описание в «Рассказах Вельзевула» Гурджиева того момента, когда Творец изменил пару Стоп-Индеров - фаз Великого Закона Семиричности, заставив результаты любого законченного процесса или явления изливаться вовне, неизбежно оказывая действие на другие явления и процессы. Таким образом стало возможно творение. И, таким образом, все во Вселенной оказалось поставленным в положение взаимозависимости.
(А мы тут все по ходу для того, чтобы на опыте изучить, что происходит во вселенных, где все связано со всем).
Я не знаю, таким же ли образом сообразили те, кто сотворил наш земной план, поменяв пару-тройку триграмм местами, чтоб нам тут жизнь медом не казалась… но лазейку они все же оставили.
Вот как говорит о нашем реальном положении китайский трактат:
«Существование духа связано с существованием тела. Дух проявляется с зачатием в материнской утробе. Он приходит из Беспредельного и контролирует функционирование тела. Когда десять (лунных) месяцев подходят к концу, младенец с криком приходит на землю. Тогда дух нисходит из Беспредельного в плоть и кровь младенца. Одновременно с первым дыханием, рассудок входит в тело младенца и живет вместе с духом в его разуме. С этого момента рассудок берет контроль над человеческим существом, и дух теряет свое место. Появляются семь эмоций и шесть страстей. День и ночь дух истощается, пока совсем не исчезнет. Земля, вода, огонь и ветер постепенно теряют свою силу, и тело теряет жизненность. Рассудок - это часть самости.… Дух стремится к чистоте и безмятежности. Рассудок тяготеет к действию и беспокоит ум, так что тот не может быть безмятежным».
Однако, согласно канону, возвращение на истинный Путь (Дао) есть трансформация от ущербного Посленебесного порядка к совершенному Посленебесному и обретение изначальной природы посредством внутренних практик. Цитируя канон, «когда люди чисты и находятся в состоянии безмятежности, Небо и Земля возвращаются на свои места». А за Небом и Землей, судя по схемам из канона, возвращаются на места и все остальные триграммы.
«Если вы хотите достичь бессмертия, вы должны преобразить Посленебесный порядок вещей в Преднебесный. Пусть янская черта Кань вернется в центр Ли, преобразуя ее в Цянь. Пусть иньская черта Ли вернется в центр Кань, преобразуя ее в Кунь.… Пусть позиции восьми триграмм поменяются таким образом, чтобы Посленебесный порядок вернулся в Преднебесный. Пусть пять зол растворятся и превратятся в пять элементов. Те, кто могут этого достичь - выдающиеся люди».
То же самое можно сказать и об эннеаграмме, выражающей лишь идеальное сочетание Закона Трех и Закона Семи в некоем объекте или явлении. Она представляет собой только потенциал, возможность - «так, как должно быть». Фактически же, по выражению самого же Гурджиева, далеко не все явления и вещи «имеют в себе внутренний треугольник» (числа 3,6,9 и правильное заполнение интервалов). Для того, чтобы достичь этого внутреннего треугольника, нужно еще хорошо поработать!
Эннеаграмма символизирует вечный цикл, однако фактически все процессы в реальном мире подвержены энтропии: октавы затухают, не встретив толчка в интервале, а смерть всех живых существ на земле закономерна, потому что запрограммирована в их ДНК.
Так являются ли идеальные диаграммы универсальными? И зачем они нужны нам, тем, кого давно и плотно имеет Матрица?
Нет, они не являются универсальными. Да, они имеют смысл, и они нужны. Они показывают направление, в котором нужно изменить то, что есть, чтобы было так, как должно быть.
Все, что мы можем делать - это в каждой конкретной фазе развития руководствоваться некоей схемой, которую мы в данный момент считаем рабочей. Если она работает, значит, задача ее выполняется. Считать какое-то решение или схему универсальной - значит закрыть для себя возможности двигаться дальше.