Я уже затрагивала тему дыхательных практик
здесь - о том, что дыхание напрямую влияет на метаболизм, участвуя в производстве высших субстанций в процессе внутренней алхимии. Сегодня я хочу продолжить о двух других аспектах дыхания в практиках Традиции: о связи дыхания и эмоций и косвенных методах управления дыханием.
На этом барельефе изображен фараон, к носу которого прикасается богиня (Изида) при помощи инструмента, состоящего из анха и двух уасов (камертонов) и символизирующего жизненную силу, которая умножается правильным дыханием. Фотография сделана мной в одной из гробниц Долины Царей, Египет.
Как писал Борис Муравьев, один из учеников Гурджиева, нервно-мышечная система грудной клетки человека уникальна тем, что может управляться по двум каналам: инстинктивно-автоматическому (чаще всего мы не осознаем, как дышим) и осознанному. Возможность перехода от одного способа к другому создает мост внутри нашего организма от физиологических к психическим функциям. Этот мост - не единственный, однако он один из наиболее важных.
Ученикам на суфийском Пути всегда напоминают, что мост дыхания - дорога с двусторонним движением.
Когда мы боимся или впадаем в гнев, наше дыхание автоматически учащается и переходит в верхнюю часть легких - эмоции управляют дыханием. Мы все хорошо знакомы с этим свойством моста дыхания. То, с чем мы практически не знакомы, хотя и слышали много раз об этом - это обратная связь через мост дыхания, когда осознанное управление дыханием влияет на эмоциональное состояние. Когда перед экзаменом нам говорят: «Расслабьтесь и дышите глубоко» - это как раз тот самый случай. К сожалению, не многие действительно могут сознательно управлять дыханием в течение достаточно долгого времени, однако, если овладеть этой техникой, она по-настоящему работает.
В связи с этим мне вспоминается одна история, услышанная от человека, увлекавшегося подводным плаванием. Однажды на далеких островах южного моря этот человек исследовал обитателей коралловых рифов, как вдруг увидел вдалеке тень акулы. Акул он раньше не встречал, поэтому впал в сильную панику. Сердце его начало бешено стучать, а дыхание участилось. Как будто почувствовав его страх, акула стала делать круги поближе. И тут он вспомнил о том, что животные, особенно хищные, хорошо ощущают эманации страха, и стал, преодолевая себя, дышать очень медленно. Он почувствовал, как его сердцебиение нормализовалось, а страх стал исчезать. Как только человек перестал эманировать страх, акула и вправду как будто потеряла его со своих радаров, потому что остановилась, сделала пару витков в недоумении и, развернувшись, уплыла в неизвестном направлении.
Для меня смысл этой фабулы, которую я часто вспоминала потом, был таким: чтобы тебя не съели акулы эмоций, нужно правильно дышать.
Управлять дыханием можно осознанно, однако это очень трудно и требует специальной тренировки. Можно также создать специальные виды практик, которые были бы безопасны и всем доступны, и при которых дыхание косвенно направлялось бы в русло правильного ритма и паттерна. И такие практики были созданы и многим известны - например, разные виды ритмических упражнений, включая китайскую гимнастику тайцзи-цюань.
Дыхание при правильном выполнении данных упражнений без всякого сознательного форсирования находит нужный ритм, поскольку ум отвлечен на выполнение движения.
Тайцзи-цюань и ритмические упражнения, конечно, далеко не единственный метод, косвенно регулирующий дыхание. В техниках внутренней алхимии тот же результат достигается другим путем - полной неподвижностью и расслаблением мышц. Однако людям некоторых типов просто сесть и расслабиться - невыполнимо трудно, поэтому для них динамическая медитация может быть единственным доступным методом. Учитель предписывает то или иное в зависимости от темперамента и типа ученика или группы учеников.
Радение дервишей (
источник иллюстрации)
В своей собственной истории я начала как раз с практик внутренней циркуляции энергии в состоянии полной неподвижности и расслабленности, тайцзи-цюань была гораздо позже. К одному и тому же результату, одному и тому же ритму дыхания я в разное время пришла двумя разными путями: «от покоя» и «от движения». Оба метода работают.
Более того, я также обнаружила, что можно добиться выработки внутри себя нужного ритма дыхания, не делая вообще ничего, а просто наблюдая за движениями Мастера. (Это происходит в следствие того, что при наблюдении за движениями других людей наш мозг посылает к мышцам и всем внутренним системам имитационные микро-импульсы, аналогичные нормальным двигательным импульсам, только в разы слабее).
Но и это еще не все.
В православной монастырской традиции, и особенно в ее российской ветви, косвенным упражнением по управлению дыханием является, в частности, литургическое пение. В некоторых монастырях, например, Киево-Печерской лавре, практиковались особые речитативы, исполняемые в полный голос. Это были одновременно упражнения на концентрацию и правильное дыхание, объединявшие в себе физический, умственный и духовный аспекты.