ЗИЯРАТЫ ТАДЖИКИСТАНА: СЕЙИД МИР АЛИ ХАМАДАНИ

Mar 09, 2024 15:53


Рассказывают, что однажды Амир Тимур, известный также как Тамерлан, позвал к себе во дворец великого суфия Сейида Мира Али Хамадани. Правитель слышал, что Сейид Али никогда не сидел спиной к Каабе, поэтому повелел расположить место для сидения таким образом, чтобы суфий вынужден был повернуться к Каабе спиной. Когда все уселись, Тимур, обращаясь к Хамадани, сказал: «Я слышал, что вы никогда не сидите спиной к Каабе, но сегодня, как я вижу, вы изменили своим принципам». На это Хамадани ответил: «Безусловно, любой, кто обращает свое лицо к вам, таким образом отвергает Каабу. Я знаю, что вы кладете все силы для создания великой империи. Но однажды я видел сон, как хромая собака унесла всю вашу империю». Затем он добавил: «Этот мир подобен мертвецу, а желающие его подобны собакам, зарящимся на падаль». Тимур был впечатлен смелостью суфия и предложил ему остаться при дворе, однако Сейид Али отклонил предложение, сославшись на то, что его предназначение связано с Кашмиром.

Мы не знаем, имела ли место в действительности эта история или была лишь фабулой, но ответ Хамадани отражал его учение, согласно которому подлунный мир представлял лишь самую нижнюю ступень в восходящем спектре реальностей. Тот, кто проводит жизнь, гонясь за властью, преходящими удовольствиями и наградами, не добьется ничего, кроме горечи, разочарования и позора. С точки зрения Хамадани, проявленный мир имеет ценность как поле, где мы сеем наши действия, чтобы затем использовать плоды человеческого опыта для восхождения в высшие сферы.

Мир Али Хамадани сравнивает душу человека с небесным соколом, покинувшим жилище света и находящимся в тюрьме материального проявления, и предостерегает его не уподобляться собаке, соблазняющейся падалью сего мира, ибо истинное достоинство души - в устремлении к высшему. Хамадани принадлежат слова: «О, щедрый Господь! Ради слез изгоев обители любви ... подари моему духу, который суть небесная птица, счастье быть в Твоем присутствии... Искупи узников тюрьмы этого мира от пыток огнем отчаяния и освободи обитателей цепей похоти от печали уз пренебрежения и страстей».



Вход в мазар Мира Али Хамадани, вид изнутри (здесь и далее мои фотографии, сделанные в мавзолее в г.Куляб)

Однако суфийский подход никогда не является категорически исключающим - напротив, он часто основан на примирении крайностей, кажущихся противоположными. Поэтому Али Хамадани, рассматривающий земной мир не более чем караван-сарай, где человек - лишь временный гость на пути к истинной цели своего путешествия, в то же время прославился как великий наставник принцев и падишахов. Среди его учеников были король Кашмира, правитель Балха и Бадахшана, султаны индийских провинций. Некоторые из его трактатов целиком посвящены принципам гуманного и справедливого правления.

...Наш маленький караван направляется из Душанбе в древний город Куляб в южном Таджикистане, чтобы поклониться памяти великого суфия, чей мазар расположен здесь по завещанию самого Мира Али Хамадани. Дорога оказывается неожиданно трудной, а порой и вообще лишенной асфальта, несмотря на карты, указывающие, что здесь должна быть скоростная магистраль. Но, как говорят дервиши, путь паломника не случайно бывает нелегким, иначе как подготовить ее или его душу к тому, что ждет их у цели?



Мавзолей Мира Сейида Али Хамадани - красивый и хорошо  отреставрированный комплекс в самом центе Куляба. Тюрбе - традиционная средневековая постройка с покрытыми сусальным золотом куполами, окруженная вековыми чинарами.



Сейид Мир Али Хамадани родился в Хамадане в 1313 году в семье сейидов - потомков Пророка Мухаммада ﷺ в семнадцатом и восемнадцатом поколениях и по отцовской, и по материнской линиям. Отец Хамадани, а также его дядя по материнской линии, известный суфий ордена Кубравия Ала ад-Даула Симнани, были на службе у монголов, правивших в то время в различных частях персоязычного мира. Орден Кубравия был основан персидским суфием, мистиком Наджмуддином Куброй в 12-м веке, а Симнани был его учеником и преемником.

Семья Али Хамадани была богатой и приближенной к власти, и в юности он получил выдающееся образование. Он особо упоминает, что учился под опекой своего дяди Симнани и именно через него впервые узнал о тарикате Кубравия. Симнани отзывался о своем племяннике как о не по годам зрелом в вопросах духовного поиска, а Хамадани считал Ала ад-Даула «живым свидетельством» святости и одним из вали - Друзей Бога.

Дядя познакомил Али с суфийским шейхом Маздакани, когда мальчику было двенадцать лет. Маздакани принял его под свою опеку и учил на протяжении шести лет. Шейх применял суровые методы смирения нафса (эго) своих учеников, практикуя особый вид уединенной медитации, где ученик не просто был изолирован в темном помещении и соблюдал строгий пост, но его также на время испытания приковывали к стене. Этот метод был известен как чилла-и-зиндан. Кроме того, хотя Хамадани был из знатной семьи, в ханаке Маздакани он выполнял обязанности прислужника - приносил воду для омовения, следил за обувью посетителей и т.д.



Затем Симнани отправил племянника к своему ученику Такиуддину Али Дусти. Рассказывают, что вернувшись однажды домой в Хамадан из ханаки Маздакани, Али Хамадани увидел Дусти, сидящего в одиночестве, произносящего зикр и постоянно двигающего головой, и спросил его, почему он это делает. Дусти ответил, что шейх Маздакани приказал ему практиковать такой вид зикра, и юноша попросил Дусти взять его в обучение. В ханаке Дусти Хамадани провел два года. После перехода Дусти в лучший мир юноша вновь вернулся к Маздакани, который благословил его на паломничество по святым местам. Впоследствии Хамадани называл свои путешествия лучшим образованием.

Итак, с двадцатилетнего возраста Мир Сайид Али начал странствия, за время которых объехал всю Персию от Азербайджана до Хорасана, посетил Среднюю Азию, восточный Ирак и даже Европу и Индию, включая Шри-Ланку. Как и другие великие суфии до него, Хамадани неоднократно посещал Мекку и Медину и, как сообщается, совершил паломничество к Каабе двенадцать раз.



После периода странствий в 1353 году Сейид Али вернулся в Хамадан. Он женился и посвятил себя написанию книг и изложению суфийского учения. Вокруг него сформировался довольно большой круг учеников. Суфий оставался в Хамаданe до 1370 года, и его отъезд оттуда более или менее совпал с приходом к власти Амира Тимура (известного как Тамерлан). Это заставило некоторых биографов Хамадани предположить, что враждебное отношение Тимура к алевитам было причиной отъезда суфия, принадлежавшего к влиятельному алевитскому роду. Однако, как утверждает приведенная в начале нашего повествования история, встреча монарха с суфием все же могла иметь место.

В 1371 году Мир Али переехал из Хамадана в Хатлан (сегодняшний Куляб в Таджикистане), откуда он совершал путешествия в Кашмир. Во время одного из таких длительных пребываний в Кашмире он и его последователи, поселившись в городе Аллауддинпур, основали ханаку на берегу реки Джелум.

Благодаря мощной энергии и неустанной работе Хамадани, а также безоговорочному покровительству со стороны султанов Кашмира, линия преемственности (силсила) Кубравия получила значительное развитие в этом регионе. Его присутствие ощущается в сердцах жителей Кашмира и по сей день, где его помнят как «Второго Али», «Великого принца» (Амир-и Кабир) и «Короля Хамадана». Принесенная им преобразующая сила - барака - ордена Кубравия трансформировала местное общество на многих уровнях, создав Хамадани славу покровителя Кашмира.



Портрет Мира Али Хамадани в музее при его мавзолее в г.Куляб

Чтобы понять, почему учение о Единстве, принесенное Хамадани, получило такое мощное развитие в данном месте в данное время, нужно понимать, что тогда представлял из себя Кашмир, охваченный идолопоклонством и скованный кастовыми предрассудками, согласно которым доступ к учению для низших слоев общества был закрыт. Брамины, когда-то служившие проводниками данного в откровении великого учения Вед, утеряли связь с изначальным Божественным импульсом. Непомерно разросшаяся высшая каста, получавшая доход от храмов, посвященных отдельным божествам, вела между собой борьбу за средства нищающего населения, деградируя в сторону бытовой магии и поклонению идолам. Рыба гниет с головы. Образ жизни кашмирцев - от низов до правителей - нес черты духовного разложения, где употребление одурманивающих субстанций шло об руку с растущей вседозволенностью.

Послание о Единстве и об устремлении к высшему, принесенное Сейидом Али, было в этой атмосфере как дуновение свежего ветра, что нашло отражение в аллегорической истории:

Однажды Сейиду Али сообщили, что индуистский отшельник и маг, живший в Алауддинпуре, подчинил себе зловредного джина. Тот требовал от местных жителей еды для своего повелителя, а если не получал желаемого, пожирал людей одного за другим. Услышав об этом, Сейид Али вместе со своими спутниками направился в Алауддинпур.

Когда маг узнал о прибытии Сейида в свои края, он понял, что потеряет влияние на людей, и решил действовать. Маг явился в присутствие Сейида и бросил ему вызов, предлагая померяться силами и утверждая, что обладает сверхспособностями - может парить в небесах, воскрешать мертвых и прочие чудеса. Хамадани принял вызов, но предупредил, что если маг будет превзойден, идолы его будут низвергнуты, а капище разрушено. Чародей принял эти условия.

Сейид Али повелел идолам разбиться, и самый большой из них распался на четыре части, а из его нутра выпал листок с надписью: «Нет божеств, кроме Бога». Тогда маг в качестве демонстрации своих сил воспарил в воздух и скрылся из виду. Али Хамадани попросил одного из своих соратников преподать магу урок, и тот, подбросив вверх туфлю, приказал ей сбить чародея, стукнув  его по голове. Туфля выполнила приказание, и маг был повержен.

После этого опыта маг отказался от дел с джиннами и стал учеником Хамадани; капище, где он обитал, было разрушено, а на его месте построена ханака.

В душе своей повергни истуканов,
Иль сам повергнут будешь - поздно или рано.
Кумира самости сожги, и вот - смотри,
Сколь клад бесценный он скрывал внутри!

(Аттар, из поэмы «Язык птиц», перевод АсСалам)



Возможно, основой для аллегории послужила реальная история основания ханаки Мира Али Хамадани, которая, по некоторым сведениям, была построена на месте разрушенного храма богини Кали. Ханака была открыта для всех, от султана до индусов самых низших каст.

Хамадани не отказывался давать советы монархам, поскольку видел, что их образ мыслей и правления являются ключом к улучшению жизни людей. В то же время Хамадани старался держать дистанцию от сильных мира сего, сохраняя независимость от них, как делали многие суфии до него. Когда султан Кашмира пригласил его жить при своем дворе, Мир Али отказался и жил в караван-сарае до тех пор, пока его последователи не построили ханаку, где он начал принимать учеников.

Сейид Мир Али всегда вел скромный образ жизни, занимаясь изготовлением тюбетеек и поощряя своих учеников зарабатывать на жизнь своим трудом. Орден Кубравия, как и другой среднеазиатский орден Накшбанди, представлял то течение в суфизме, в котором считается необходимым, наряду с внутренней работой, быть активным членом общества, живя «в миру, но не от мира». Помимо изготовления тюбетеек, Мир Али владел искусством среднеазиатской вышивки - сюзане, и все его ученики были обучены тем или иным художественным ремеслам. Прибыв в Кашмир, Хамадани привез с собой до семи сотен учеников, которые были художниками, каллиграфами, мастерами по изготовлению шалей и т. д., обучая своим искусствам местное население. Знаменитые кашмирские шали и другие тонкие изделия из кашемира стали известны миру после пребывания в стране последователей Хамадани.

Орден Кубравия внес большой вклад в мистическую философию, и его иногда называют «центральноазиатской школой суфизма». В своих взглядах Хамадани был последователем его Учителя Симнани и основателя ордена Наджмуддина Кубры. В соответствии с ними, путь суфийского ученика представлен как восхождение, следующее за пробуждением семи тонких органов восприятия (латaиф), активации каждого из которых соответствует видение определенного цвета. Наджмуддину Кубре принадлежат слова: «Наш Путь (тарикат) - путь алхимии. На этом Пути следует тебе изыскивать и добывать в руднике своего существа субстанции высочайшей тонкости (латиф), сотканные из света».

Благодаря духовному пути, на который искатель становится при помощи земного Учителя, пишет Хамадани, возможно приближение к собственному Божественному Присутствию, скрытому в каждом человеке, и обретение ма’рифат (гнозиса) - прямого познания Истины.



Хамадани указывал важность медитации на одном из 99-ти Божественных Имен - Аль-Хaкк (Истина или Истинная Реальность). Хамадани пишет об этом аспекте так: «Воистину, вещи познаются только через свои противоположности, но у этого Имени нет противоположности». Действительно, многие из 99-ти Божественных Имен объединены в пары, обозначающие противоположные качества, однако у имени Аль-Хакк нет пары - оно есть выражение Единства.

Бессмертна сущность. Встань же, страх отринь,
Восстань из пепла. Тень - исчезни, сгинь,
Там иллюзорным теням места нет,
Где солнца Истины сияет яркий свет.

(Аттар, из поэмы «Язык птиц», перевод АсСалам)

Хамадани особо выделяет четыре Божественных Имени как основы, «столпы творения» и «принципы космического устройства»: Аль-Хайй (Вечно Живой), Аль-Алим (Всеведающий), Аль-Мурид (Изъявляющий Волю) и Аль-Кадир (Всемогущий). Хамадани представляет четырех главных архангелов религий Книги - Гавриила, Михаила, Исрафила (библейского Рафаила) и Азраила - как проявления четырех Божественных Имен. Он пишет:

«Исрафил - проявление Божественного Имени «Вечно Живой», Аль-Хайй…

Гавриил - манифестация Божественного Имени «Всезнающий», Аль-Алим…

Михаил - проявление Божественного Имени Аль-Мурид, «Изъявляющий Волю»...

Азраил - Божественного Имени «Всемогущий», Аль-Кадир».

Идеи Хамадани - вполне в духе сказанного его предшественником по Традиции, математиком и суфием Омаром Хайямом: «Управляется мир Четырьмя и Семью». И действительно - во всем, что мы называем «материей», ученые находят следы четверичной организации: в структуре вещества, физических, химических и любых других материальных отношениях, включая генетический код органической жизни.

Проявленная вселенная сотворена архангелами по Божьему велению в четверицах, состоящих из дополняющих друг друга пар. Что дает нам это знание с точки зрения развития нашей души? Оно помогает нам понять, что собрав воедино элементы Четверицы, разделенные в материи, мы способны вернуться в изначальное Единство.

...Мы заходим в мавзолей Мира Али вчетвером - двое мужчин и двое женщин. Несмотря на то, что женщинам в мавзолей нельзя - местные традиции юга Таджикистана очень консервативны - хранитель делает для нас исключение как для гостей издалека. Мы рассаживаемся по четырем углам от гробницы Мира Али и начинаем зикр - каждый из нас произносит про себя одно из четырех Божественных Имен, указанных Мастером как столпы Творения: Аль-Хайй, Аль-Алим, Аль-Мурид и Аль-Кадир. Четыре луча, четыре цвета сливаются в один - белый свет, и далее устремляются  к «Свету, скрытому за светом» (24:35)...



Объясняя то, зачем же Творец разбил Единство на отдельные качества, Хамадани пишет: «Если нас спросят, почему Бог создал мир, ответ очевиден: чтобы проявить Свои Имена и атрибуты», намекая на один из Хадисов Кудси, данный Пророкуﷺ в откровении и часто цитируемый другим великим суфием, Ибн Араби. В хадисе говорится: «Я пребывал скрытым сокровищем и не был познан. Я жаждал быть познанным, и Я создал все сотворенное, дабы сделать Себя познанным ими. И так они пришли к познанию Меня».

Он молвил: «Спрятанным сокровищем был Я,

Непознанным в своей Я тайне пребывал,

С твореньем мира Я

восстал из небытья,

Чтоб ты всю полноту Господних тайн познал».

(Хаким Санаи, из «Окруженного стеной сада Истины», перевод АсСалам)



Но даже создав множественность, Единый остается единственным, о чем пишет Хамадани: «В Его сущности нет множественности, и в атрибутах Своих Он не претерпевает изменений».

Одним из наиболее важных космологических понятий Хамадани является термин Нафас ар-Рахман, дыхание Всемилостивого, которое относится к учению о сотворении мира посредством Слова. Как пишет Мир Али: «Бог выдыхает, и, делая выдох, Он произносит Слово». Вселенная и все сущее - слова, произнесенные посредством дыхания Всемилостивого.

Явись! Ты слышишь! Будь! О, дай к тебе прильнуть!
Мой страстный зов таит Божественную суть.
Не понимаешь? Что ж! Тогда внемли Тахиру:
Мир сотворил Аллах единым словом: [Будь!]

(Баба Тахир)

Хамадани говорит: «Отношение между проявленным миром и самим Творцом подобно отношению написанного к его автору». Развивая это утверждение, Хамадани ссылается на личный мистический опыт, во время которого к нему пришло озарение относительно тайны букв алфавита как Божественных архетипов.

Не поймешь, не пригубив экстаза вина,
Что озера, моря, океан - суть одно.
Не поймешь, не прочтя книг Творца письмена,
Что писатель, перо и рука - суть одно.

(Кул Хусейн, перевод АсСалам)

Как и все суфии, Хамадани уделяет особое внимание первой букве арабского алфавитa - букве Алиф. Он пишет, что процесс творения изливается через букву Алиф, основу основ, в которой скрыты остальные буквы. С расширением дыхания Всемилостивого из Алифа начинают появляться все другие буквы, которыми и «написаны» все проявленные миры. И, в обратном движении человеческой души к своему Создателю, Алиф указывает ей путь домой, к Источнику.



На волосок разнятся истина и ложь;

Алиф один, ключом заветным будь.

Найдя его, к сокровищу откроешь путь,

И к Мастеру ты доступ обретешь.

(Омар Хайям)

Творец проецирует реальности из мира символов, отражая аспекты Своих проявлений и архетипы в проявленном мире, как в зеркале. Хамадани и другие суфии, включая Ибн Араби, образно описывали связь между Богом и его проявлениями как отношение между зеркалом и его отражениями. Будучи тварными существами, мы способны познать лишь отражение, но не в силах проникнуть в Зазеркалье. Творец же за пределами любого образа, любого символа, имени или предмета, доступного объяснению. Он не связан и не ограничен ничем. Как пишет Хамадани: «Нет ни сложных слов, ни простых букв [чтобы описать Его]».

Когда луч солнца упадет на воду,

Рябь волн, его стократно отражая,

Причудливый узор из света с ходу

На стены бросит, бликами мерцая.

Но помни: ведь и это отраженье,

Хоть и вторичное - от Солнца света.

Творца единого - все в мире преломленье,

Тот счастлив человек, кто понял это.

(Хаким Санаи, из «Окруженного стеной сада Истины», перевод АсСалам)

Хамадани упоминает неканоническое высказывание Пророка, в котором тот в порыве мистического экстаза восклицает: «Я есть точка под буквой ба!» С ним связано также загадочное высказывание двоюродного брата и зятя Пророка, Али ибн Абу-Талиба:

«Суть ниспосланного в Коране - в суре «Аль-Фатиха»;

суть суры «Аль-Фатиха» - в слове «Бисмиллах»;

суть «Бисмиллах» в букве «ба»;

суть буквы «ба» в точке под ней».

Хамадани говорит об этой точке так: «Это самая превосходная из форм, не подверженная переменам и искажениям. Никакие изменения не властны над нею».

Я - море, что бурлит, вкрапленное в алмаз,
Над буквой точка та, что суть меняет фраз.

(Баба Тахир)

Мир Сейид Али Хамадани был автором более 100 небольших трактатов, каждый не более 4-5 страниц. Большая часть его книг до сих пор не исследована и не издана на русском языке.

Хамадани покинул Кашмир в 1385 году, но в пути заболел и в том же году умер на индо-афганской границе. Согласно его завещанию, он был похоронен в Хотлане (Кулябе), где по сей день находится его гробница.



Помимо самого Сейида Али, в мавзолее также похоронены его сын Мухаммад и многие другие родственники. Рядом с мавзолеем находится музей, посвященный суфию.



Здание музея Мира Али Хамадани

Святого чтят и на его родине в Хамадане и, конечно, в Кашмире, где работа Сейида Али оставила наиболее яркий след, живой по сей день. Популярность Хамадани была столь велика, что, по словам профессора университета в Кашмире, «по Божественному Провидению Сейид Али не был похоронен в Кашмире, иначе ему поклонялись бы как самому Богу».

История жизни Мира Али Хамадани и некоторые положения его учения, помимо данной заметки, изложены в записанном мной для нашего таджикского путешествия аудиофайле, который я предлагаю всем, кто предпочитает слушать, нежели читать, по этой ссылке:

image Click to view


караваны

Previous post Next post
Up