Если спросят тебя, чем ты занят, ответь:
«Создаю красоту в том, чего я касаюсь».
(Руми)
Несколько лет назад мне написала молодая женщина, представившаяся участницей суфийского сообщества, практикующего кружение дервишей. Женщина сказала, что группа планирует построить собственный зал для медитаций и спросила, могу ли я что-либо посоветовать относительно дизайна такого помещения. Тогда я мало чем смогла ей помочь, но... вселенная не оставила вопрос без ответа, хотя он и пришел спустя годы в Каире. Надеюсь, что приведенная ниже информация будет интересна если не той группе, то кому-то еще при проектировании подобных объектов в будущем.
Семахан Мевлеви в Каире - трехмерная модель и план (вид сверху)
...Недалеко от каирской цитадели, на обочине хоженых туристических троп спрятался семахан - замечательное сооружение, созданное суфиями прошлого как инструмент преображения, тигель трансформации духа. Дервиши Мевлеви, последователи великого Мастера Джалаледдина Руми, построили его три века назад здесь, в Каире, вдали от Турции, для проведения церемоний кружения - сема - динамической медитации под музыку. Сейчас Мевлеви в Египте перевелись, и уникальное здание, хоть и отреставрированное по высшему разряду, стало чем-то вроде музея, даже не всякий день открытого.
Башня комплекса, в котором находится семахан, формой напоминает шапку дервиша (фото мое)
Мы попали сюда не совсем запланированно, и только теперь я понимаю, что, как и все импровизации нашего египетского паломничества, это посещение направлялась силами, горизонт действия которых превышает любое воображение. Они явно хотели нам указать на что-то, мимо чего нельзя было пройти.
Зал семахана круглый, и Юрий, путешествовавший с нами, сказал, что, стоя в самом центре окружности, почувствовал себя как будто попавшим в спиральный поток, так что его вело из стороны в сторону. Поскольку Юрий отнюдь не склонен к мистическим заявлениям, меня заинтересовало его замечание, и я решила выяснить, какая особенность здания послужила тому причиной.
Наша каирская гид-переводчица Асма Хаттаб в центре семахана (фото мое)
Оказалось, что геометрия каирского семахана способствует порождению вихревых форм. Более того, вращаясь по кругу в определенной последовательности, дервиши Мевлеви воспроизводили матрицу Творения, которая, как полагают некоторые современные физики, лежит в основе самой ткани пространства.
Такой, по мнению американского физика Нассима Харамейна, является фрактальная геометрия пространственного вакуума, вовсе не пустого, но наполненного вибрациями, собранными в сеть плотноупакованных сфер, напоминающих соты. Ту же структуру можно представить в виде фрактализованных звездных тетраэдров.
Но все по порядку.
*****
...В досуществовании вселенная была безвидна и пуста. Для выхода из Великой Пустоты в проявленность, Дух вначале создал точку отсчета, начало координат. Мы всегда представляем себе эту точку парящей в конкретной локации в недостижимых далях и высях, но правда в том, что начало координат воссоздается голографически, то есть одновременно везде и во всех масштабах, и чтобы достичь его, любому творению - атому, человеку или галактике - не нужно искать далее собственной сердцевины.
Тот сокровенный центр сердца - исток, что зачинает жизнь. (Руми)
Далее, сказав «Да будет свет!», Великий Дух направил из центральной точки лучи по всех возможных направлениях, создав первую проекцию - круг или сферу, вместилище всех, без исключения, геометрических форм - ту самую сферу неоплатоников, чей центр находится везде, а окружность - нигде.
Посмотрите, что находится в центре семахана. Более темной краской здесь обозначено начало координат, первая проекция духа, выходящего в проявление.
На этом месте во время ритуала стоит его водитель, задавая начало координат галактике сема, отсчет движения из центральной точки.
На этом видео, сделанном мною в Конье, Турция, снято начало церемонии кружения дервишей Мевлеви:
Click to view
Теперь взгляните на то, что находится над центральным кругом. На внутренней стороне купола семахана в соответствии с размером нижнего круга нарисована окружность, внутри которой расположены каллиграфические надписи. Обод светильника, если смотреть на него снизу, также визуально совпадает с границей этой окружности, подчеркивая геометрическое тождество того, что вверху, тому, что внизу.
Светильник - вид снизу и сбоку
На внутреннем круге светильника расположены шесть ламп. Почему шесть? Может быть, как указание на то, что мир был сотворен за шесть дней. Конечно, шесть дней Творения, упомянутые в Священном Писании - лишь способ символически передать идеи, о которых мы поговорим ниже.
Итак, Дух сформировал первичную сферу. Теперь, когда появилось начало координат, стало возможным движение относительно него. Но единственное доступное пока геометрическое действие для первичной сферы, желающей умножиться - спроецировать вторую сферу (так происходит деление клетки).
В ритуале сема этому действию должно соответствовать начало вращения первого дервиша от края центрального круга.
Теперь, когда обозначились две точки отсчета, Творец проецирует третью окружность, соединенную как с первым, так и со вторым кругом. (А в семахане следующий дервиш вступает во вращение).
Далее Великий Геометр добавляет все новые и новые окружности, до тех пор, пока не совершит полный оборот вокруг первичного круга, создав подобие цветка с шестью лепестками. Согласно Писанию, мир был создан за шесть дней, что соответствует полному циклу из шести окружностей вокруг первичного круга. Ровно шесть кругов, без остатка - не больше и не меньше.
В ритуале сема этому должно соответствовать вхождение во вращение новых участников ритуала, пока на сцене их не будет шестеро вокруг центрального семазена. Кружась, они создают фигуру, подобную цветку:
Перед нами - первое лекало Великого Геометра, по которому будут строиться миры.... а также план сцены семахана в Каире!
Это вид семахана сверху. Чертежи слева приведены в статье Г.Фанфони «Геометрия, лежащая в основе дизайна семахана Мевлеви в Каире» (An Underlying Geometrical Design of the Mevlevi Sama’- Hana in Cairo, G.Fanfoni, 1988), а также в
видеоролике, снятом по материалам этой статьи. Справа: фото, сделанное мной с галереи.
Продолжая строить ряды окружностей по такому же принципу, что и ранее, получаем третий круг. В нем располагаются зрители, присутствующие в зале во время церемонии сема. Квадрат, описанный вокруг внешнего круга, обозначает стены здания.
Такой геометрический паттерн был хорошо известен на Древнем Востоке. Самое ранее из известных подобных изображений можно увидеть в египетском Осирионе в Абидосе - его давность насчитывает 6 тысяч лет.
Изображение Цветка Жизни можно найти на исторических памятниках по всему миру: Шотландия (1), Израиль (2), Китай (3), Турция (4), Египет (5), Индия (6), Германия (7), Болгария (8), Швеция (9), Франция (10), Чехия (11), Греция (12).
Многие Собеседники знают, что Друнвало Мелхиседек назвал его «Цветком Жизни» в одноименной книге о сакральной геометрии, где также дал описание первых шести шагов Творения.
Цветок Жизни содержит в себе два треугольника с разнонаправленными вершинами - фигуру, известную как звезда Давида. Этот символ считается отличительной особенностью иудейской религии, однако его также часто можно встретить в суфийских храмах, поэтому использование Цветка Жизни и звезды Давида в дизайне семахана нисколько не удивительно.
Шестиконечная звезда в мавзолее суфийского святого в Каире (фото мое)
Важно понять, что это не просто тетраэдры или круги - это живая карта сотворения реальности. В расширенном варианте Цветок Жизни становится
Плодом Жизни, вмещающим все платоновы тела и все сакральные пропорции, согласно которым создана Земля, Луна и мы с вами. (Кстати, о сакральных пропорциях... В каирском семахане воплощена также Золотая Пропорция, точнее приближение к ней через числа Фибоначчи: высота ее основания относится к высоте купола как 3:5).
Некоторые суфии, включая Идриса Шаха и его отца Сирдара Али-Шаха, утверждали, что главной функцией кружения Мевлеви было воздействие не столько на самих участников, сколько на аудиторию, которая таким образом получала доступ к сущностным впечатлениям, не передаваемым вербальным или иным способом. Хотя представляется, что динамическая медитация сема все же оказывала трансформирующее влияние на дервишей Мевлеви, нельзя не согласиться с идеей Шахов: во времена, когда не было видеороликов, компьютерной графики и мультипликации, кружащиеся дервиши осуществляли своего рода анимацию карты Творения, пробуждая в истинном «Я» зрителя те знания, которые пребывали в нем с начала мира.
Это можно видеть на продолжении видео, снятом мной в турецкой Конье на церемонии Мевлеви:
Click to view
...Сотворив мироздание за шесть дней, на седьмой день, как известно, Всевышний решил отдохнуть, любуясь созданным. Но творение на этом не завершилось: кружение продолжилось, только теперь сферы Цветка Жизни стали вращаться, одновременно смещаясь относительно общего центра. (Так делают и дервиши Мевлеви во время танца).
В результате Цветок Жизни порождает тор - вихрь, обращающийся внутри себя.
Источник иллюстрации Ни одна другая геометрическая форма на это не способна. Тор - главная матрица бытия, он лежит в основе строения
атомов, планет, галактик,
биополей сердца живых существ и даже их ментальных процессов. Такую картину, подобную тороидальному облаку микрочастицы или скоплению звезд, являет собой танец Мевлеви, снятый на камеру с большой выдержкой.
Но это еще не все чудеса каирского семахана. Самое интересное, что если взять вид зала сверху и «поставить» его ребром, повернув на 90 градусов, получится его же вид сбоку! (Это странным образом напоминает архитектурное решение строителей Шартрского Собора в отношении знаменитого храмового витража в виде розы. Если «положить» розу на пол, повернув на 90 градусов, она в точности совпадет с не менее знаменитым Шартрским лабиринтом, выложенным на полу собора).
В основе плана семахана в Каире как в горизонтальной плоскости, так и в вертикальной лежит один и тот же дизайн.
В центральной его части словно парит сфера, внутри которой помещаются меньшие сферы. Зачем такая форма нужна была создателям храма? Может быть, мы поймем это, вспомнив, что семахан был прежде всего залом для прослушивания, а звук распространяется сферически, образуя своего рода звуковой пузырь.
Акустическая уникальность каирского дома Мевлеви еще более удивительна, чем геометрическая. Мы увидим это во второй, заключительной, части.
Продолжение
здесь.