Жизнь передается половым путем. (Автор неизвестен)
Один из собеседников выразил интерес к высказываниям суфиев о сексе, его роли и месте в жизни человека. Честно говоря, вопрос немного озадачил, потому что напрямую в суфийских текстах никаких указаний по этому поводу нет. Нет их и в неопубликованной литературе (записях лекций). Ничего по этому поводу не говорят и известные мне учителя. За неимением источников, которые можно цитировать, придется делиться личными соображениями (которые, естественно, не более чем). Так что не взыщите....
Мне тоже приходила в голову мысль - почему эта тема аккуратно обходится стороной. Ну подумаешь - нормальная биологическая потребность, как еда там, дыхание. Сложность в том, что в нашем высокоструктурированном обществе на вопрос о сексе наслоилось столько всяких других вопросов - моральных, социальных, имущественных даже, что выразить определенную позицию в этом вопросе, не задев при этом вагон и маленькую тележку "непрофильных" проблем, невозможно. Еще и религиозные ценности задеть можно, не дай Бог. Вероятно, это одна из причин.
Еще одна причина, возможно, в том, что обсуждение вопросов о сексе в повседневном общении не принято, что выливается в неоправданно повышенный интерес. Такого интереса нет, к примеру, к вопросам еды - другой нормальной функции.
Возникают разные странные формы стимуляции, связанные с репродуктивной функцией, которые даже смешно представить в отношении других функций организма. Ну, например, вы приходите в ресторан, к вам подходит официант, приносит какое-то очень вкусное и аппетитное блюдо, вертит его перед вашим носом и так, и сяк, так что у вас уже слюни текут. А в самый разгар вашего пищеварительного сокоотделения официант кланяется и уносит блюдо несъеденным. Странно, да? А на стриптиз смотреть не странно? Или еще страннее - сидит человек перед компьютером, ищет на Интернете изображения блюд - одно другого аппетитнее. Или, еще хуже, смотрит видео, как другие люди перед его глазами эти блюда поедают... Знакомо? Суфии думают, что если ты голоден, лучше спокойно съесть свой обед и жить дальше. И нечего сидеть голодным и думать о еде днями и ночами. Ага (Омар Али-Шах) как-то в лекции сказал, что если какая-то естественная потребность вас отвлекает от медитации - кофе, например, ну очень захотелось выпить - лучше отложить медитацию, удовлетворить свою потребность, благополучно забыть о ней и приступить к медитации уже полностью готовым. Практический, в общем, подход.
С другой стороны, начиная с 20-го века, слишком многие вещи пытаются объяснить с точки зрения сексуальной мотивации. Помните известную притчу о слепцах и слоне? Несколько слепцов ощупывали слона, пытаясь выяснить, на что он похож. Тот, кто потрогал слона за хвост, сказал, что слон похож на веревку. Потрогавший слона за ногу, подумал, что слон - это колонна, и т.д. Известный психолог и суфий Роберт Орнстейн написал, что последователи Зигмунда Фрейда - это те из слепцов, которые потрогали слона за гениталии. И приняли небольшую часть за целое...
Иллюстрация
Стефана Турка В суфийском учении половая функция - часть того, что называется "животным нафсом" - та часть души, которая связана с биологическими рефлексами и мотивами. А животный нафс, как известно, хороший слуга, но очень плохой хозяин. Этим, в сущности, все сказано. Известно, что монашество в суфизме не поощряется, и дервиши, как правило, заводят семью. Наш учитель имеет семью, и, насколько я могу судить, вполне благополучную. В традиционном варианте, дервиши периодически удалялись от мира на некоторое время, в течение которого практиковали воздержание от мирских потребностей - однако после этого всегда возвращались к нормальной жизни. В современной редакции Традиции на западе даже и этого нет - человек учится, находясь в обычных условиях, как правило, без экстрима. Среди моих Друзей нет ни одного, кто намеренно экспериментировал бы с сексуальной энергией, воздержанием и т.д.
По-моему, суфийские учителя в этом вопросе идут другим путем. Помните такой анекдот: приходит пациент к врачу и жалуется. "Доктор, меня ухо беспокоит - ну сил нет. И то пробовал, и другое - не помогает". Доктор: "Ну что ж, вынужден Вас огорчить - ухо придется отрезать". Пациент огорчен, идет к другому доктору и просит назначить ему такое лечение, чтобы ухо отрезать не надо было. Тот осматривает ухо и выписывает ему лекарство. Пациент обрадовался: "Доктор, и что, вот я попью лекарство, и ухо пройдет?" Доктор: "Попьете лекарство, и ухо само отвалится."
Ухо в данном случае - это не сам секс, конечно, а неоправданно повышенная озабоченность вопросами секса. Когда в человеке животный нафс - это все (или почти все), что там есть вообще, вопросы секса имеют непропорционально большую значимость в мыслях и чувствах человека. По мере роста других аспектов души эти вопросы отодвигаются все дальше и дальше в приоритетности. Хотя сам секс при этом не только не страдает, а может даже стать лучше, потому что пациент становится честнее с самим собой относительно того, что он хочет. Трудно поверить, да? Доказать не могу, но за "базар", извините за новорусский вульгаризм, отвечаю.
Доктор, рекомендующий ухо отрезать - это как те практики, которые пытаются с непропорционально развитым животным нафсом бороться путем конфронтации и отказа от его функций вообще. Суфийский же доктор прописывает лекарство - конкретные виды практик, благодаря которым в сущности пациента растут новые силы, способные поставить нафс на соответствующее ему место. Если это происходит, животный нафс удовлетворяет свои потребности в пределах необходимого и достаточного, и не занимает своими фантазиями все свободное время пациента. Короче, "оно" постепенно само отваливается...
В конце концов, ну хватит же нам уже с господином Фрейдом держать бедного слона за... сами знаете что. Слон-то, он воооона какой большой :-)