Мечети Омейядов

Jan 23, 2009 01:48

Можно сказать, что отгадали все. Уточним что же именно :)

C 661 г. начался новый период в архитектуре Сирии и каждый из 14 Омейядских халифов, что управляли Дамаском, делали свой собственный вклад в развитие города, как то строительство мечетей и дворцов, покровительство искусству и наукам или же развитие административной системы.

Самыми выдающимися в строительстве среди Омейядских халифов были Иезид, Хишам и Аль-Валид I, в период правления которого происходит строительство Мечети Омейядов (الجامع الأمويى) в Дамаске, которая сыграла определяющую роль в утверждении канонической формы михраба и минбара,

























и Большой Мечети (الجامع الكبير) в Халебе, возникшую на территории христианского храма, в свою очередь построенного на месте языческого, что весьма характерно для Сирии. Над мечетью возвышается стройный квадратный минарет, до сих пор считающийся лучшим в городе. Михраб мечети украшен дорогим деревом и инкрустированным слоновой костью.





Мечеть Омейядов сохранила основные черты планировки византийской базилики Иоанна Крестителя, использовав ее строительные материалы и архитектурные детали.
В отличие от христианских базиликальных храмов, у которых центральный неф был выше и шире боковых, три нефа мечети одинаковы по ширине и высоте. Основное же отличие мечети Омейядов от ее предшественницы базилики - нефы расположены поперек движения к молитвенным нишам - абам. Последние устроены в продольной южной стене, обращенной к Мекке.

В последствии стали строить мечети, повторяющие план этого строения. Облик мечетей во многом зависел от строительных материалов, находившихся в распоряжении строителей. В Сирии из-за обилия базальтовых пород часто можно встретить сооружения, где в облицовке стен чередуется черный и белый камень, что впоследствии повлияло на тип кладки и в других странах.

После 756 г на завоеванных землях Испании представителем дома Омейадов Абд ар-Рахманом I был создан Кордовский эмират. В 10 в. эмират стал одним из богатейших государств Европы, а его правители приняли титул халифов. Страна переживала подъем экономики и культуры и путешественники с восторгом описывали великолепные дворцы, мечети и другие постройки, созданные мусульманскими правителями Испании.

Многочисленные памятники мусульманской архитектуры сохранились также в Севилье и других городах Испании, а также Португалии, и среди них Кордовская Мечеть (La Mezquita de Cordoba), которая была заложена в 785 году в Кордове эмиром Абдерахманом I на месте вестготской церкви Сан Висенте, которую он купил за большие деньги у христианского населения города. Наиболее успешная ее перестройка была произведена в 10 в. Возможно, что при закладке мечети работали мастера из Багдада и Византии.

Внутренний двор мечети - Апельсиновый двор занимает две пятых длины всей территории мечети. Там расположены пять фонтанов для омовения и ровными рядами, подобно колоннам в мечети, посажены деревья.

Для этого здания характерно отсутствие центральной оси, которой обычно обозначает главный неф. Кроме того, отсутствие главного входа заставляет посетителя, входящего под своды мечети, остановиться, прежде чем понять, где находится михраб.

Высота колонн мечети немногим более трех метров, но она искусственно увеличена сложнейшей системой подковообразных двухъярусных арок. Арки не одноцветны - они состоят из красновато-коричневых и белых полос, давая архитектуре всего зала бесконечное множество деталей. Длинные расходящиеся во все стороны коридоры колонн и бесконечное повторение арок создают ощущение безграничного пространства, которое поглощает находящегося в нем человека.

Но не обошлось и без конфуза. Михрабы всех мусульманских мечетей должны указывать на Каабу, а из-за ошибки проектировщиков, михраб Кордовской мечети смотрит не на восток, где расположена Мекка, а на юг как в Мечети Омейядов в Дамаске.


















































После того, как в 1238 году арабы покинули Кордову начались постепенные перестройки, уже в XIII в. были заложены пролеты, через которые внутренне помещение бывшей мечети соединялось с Апельсиновым двором. Как и любой католический храм, бывшая мечеть с внешней стороны стала обрастать капеллами - фамильными усыпальницами знатных испанских семей. Самые существенные изменения облика бывшей мечети произошли в XVI столетии. По проекту архитектора Эрнана Руиса внутри мечети была сооружена христианская церковь. Городской совет и население Кордовы, даже христианское, резко выступило против строительства церкви и после долгих протестов и споров архиепископ Кордовы обратился за поддержкой к императору Карлу V, который дал свое согласие на строительство.

Были закрыты 19 дверей, выходящих во двор, вдоль внутренних стен здания построили капеллы, минарет превратили в колокольню. При посещении Кордовы в 1520 г. император уже сожалел о своем согласии, сказав следующее: "Вы построили то, что можно было построить где угодно, и разрушили то, что было единственным в мире".

Помимо вышеперечисленных трех, есть не менее известные мечети такие как Куббат ас-Сахра, которая была воздвигнута в Иерусалиме в 687-691гг также во время правления Омейядов; Аль-Акса, первоначально заложенная халифом Умаром ибн Хаттабом (р.а.), позже расширенная омейядским халифом Абд-уль-Маликом и закончена его сыном Аль-Валидом I в 705г; Большая мечеть в Баальбеке.

Получается, что для каждого есть свои известные омейядские мечети, а так, как свою дипломную работу я писала по Сирии, то вполне логично, что для меня самыми известными являются первые три :)

spain, haleb, фото, syria, photo, Испания, Сирия, Кордова, загадка, Дамаск, damascus, cordoba, Халеб

Previous post Next post
Up