Тадтаев

May 17, 2013 14:03



У Тамерлана Тадтаева, участника войны за независимость Южной Осетии, прозаика, поэта, лауреата престижной «Русской премии», вышла новая книга «Полиэтиленовый город».

На презентации во Владикавказе сам автор, немногословный и застенчивый, представляя свою новую книгу рассказов, признался: «Я попытался честно описать то, что происходило в Цхинвале за 19 лет, с 1989 по 2008 гг. Я рассказал правду».

И в том, что он рассказывает правду, - нет сомнений. Такое невозможно придумать, так невозможно обмануть.


Его война - это не бравый победный марш, а насущная необходимость взять в руки оружие. Этакая неизбежность. Мерзкая, тяжелая обязанность убивать. Убивать, чтобы не убили тебя, чтобы не убили твоих близких, родных, соседей и друзей. Это не война агрессора, а война защитника - за свою землю, за своих живых и мертвых.

Автор рассказывает невыдуманные истории, делится неизвестными подробностями войны, ставшей трагедией целого поколения, потерянного поколения цхинвальских ребят. Недоучившихся, не успевших, не доживших...

Ребят, у которых «чужие» украли мир, а «свои» украли победу.

Литературные критики называют Тадтаева «хроникером грузино-осетинской войны». Но хроника - это что-то сухое и бездушное. Цифры, буквы... А его рассказы живые, в них столько самоиронии и сарказма, столько боли и ненависти, но самое главное - между строк очень много настоящей любви.

Тамерлан словно из небытия забвения воскрешает своих друзей, отдавших жизни за Родину. Несовершенных, неидеальных: они курят, пьют, ругаются матом, мечтают о женщинах. А еще они боятся смерти и хотят жить...

Рассуждая о прозе Тадтаева, директор республиканской юношеской библиотеки им. Г.Газданова, Рита Царахова говорит:

«...Тадтаев создал былинный образ настоящего мужчины. По сути, он создал замечательный памятник погибшим героям».

Когда Тамерлана просят «рассказать о себе», он словно теряется и не находит слов. И это объяснимо: в своем пронзительном, безнадежно печальном рассказе «Сын», Тадтаев дает исчерпывающую автобиографическую информацию:

«...схоронили меня во дворе пятой школы. Уставшие ребята, лениво подняв свои автоматы, разрядили в небо по магазину...»

В «Полиэтиленовом городе» есть рассказы о мирной жизни, да и чувство юмора не оставляет автора даже «на передовой». Читая, улыбаешься ему, а иногда даже хохочешь в лицо...

Только неизменно читательский смех и солнечный свет «мирных» воспоминаний писателя перекрывают голоса, исполняющие Реквием, и от этой музыки бросает в дрожь:

«...вначале к нам приходили. Но приходившие сами легли рядом, и могилы наши заросли травой».

Проза Тамерлана Тадтаева - это глоток воздуха в затхлом и тенденциозном современном осетинском мирке. Где жажда власти и личной выгоды возведены в ранг жизненной философии.

Уставший солдат с пулеметом не вписывается в бесконечный праздничный хоровод «отцов нации», дельцов, дилетантов и графоманов. И Слава Богу.



Выступая на презентации книги, переводчик, ответственный секретарь журнала «Дарьял» Таймураз Саламов заметил: «Мировой кризис проявляется сегодня не только в политике и экономике, но и в литературе, поэтому, когда мне в руки попала первая рукопись Тамерлана Тадтаева, я удивился. Совершенно неожиданно среди огромного количества бумажного барахла я увидел действительно талантливые вещи. Это высокохудожественная проза. Хочу поздравить и себя, и вас - у нас появился писатель, настоящий писатель».

После презентации к писателю Тадтаеву выстраиваются читатели - за автографом. Он, смущено улыбаясь, подписывает книги. В рубашке «в несерьезный цветочек», совершенно непохожий на литературного сноба, Тамерлан шутит: «В свое время, отправив рассказы на конкурс «Русская премия», я напрочь позабыл об этом. А потом мне позвонили из какой-то газеты и сказали, что я в «шорт листе». А я даже не знал, что такое «шорт», - и смеется...



Вообще, о войне в Южной Осетии сегодня как-то не принято говорить, потому что одни устали помнить, а другие не хотят ничего знать.

Тамерлану дважды повезло - он не только выжил в той бойне, но и научился жить в мирное время. И теперь, поделившись своими воспоминаниями, сделал их нашей общей памятью.

Предыдущие книги автора выходили камерными тиражами, их практически невозможно достать. «Полиэтиленовый город» вышел тиражом 5 000 экземпляров. Найдется ли пять тысяч осетинских граждан, способных открыть эту книгу, взглянуть правде в глаза и сохранить ее для детей? Надеюсь, что да.

мой оригинал здесь http://gradus.pro/profi/domashnyaya-biazarti/tadtaev.html

КНИЖНОЕ, ЮО, ВОЙНА, Южная Осетия, АЛАНИЯ

Previous post Next post
Up