Когда-то давным давно среди моряков существовала странная легенда. Ее рассказывали в тавернах за бутылкой рома, в гаванях, во время текущего ремонта кораблей, в домах за плотно закрытыми ставнями, - но никогда в море.
Говорили, что когда-то на заре времен жил пират, безжалостный, бессердечный, но очень удачливый. Он грабил торговые суда, забирал богатые грузы, даже пару раз нападал на прибрежные города, уносил добычу и брал в плен только самых красивых женщин. Он ни разу не был пойман, власти сулили награду за голову пирата, но никто не мог совладать с ним. Рассказывали, что однажды какой-то особенно отчаянный малый даже нагнал преступный корабль, но вдруг попутный ветер сменился полным штилем: капитан обрадовался и приготовился взять судно на абордаж, однако, как по волшебству, пиратский корабль уплывал все дальше и дальше, а храбрый капитан остался ни с чем. Моряки говорили, что когда ветра вдруг не стало, все замерло вокруг, на палубу пиратского судна вышла девушка невиданной красоты, посмотрела на небо, улыбнулась, запела - и корабль поплыл. В это мало кто верил, ведь известно, что женщина на корабле - к беде, а потому красавица никак не могла оказаться на пиратском судне.
Но вскоре выяснилось, что в слухах есть доля правды. В какой-то таверне объявился моряк, который рассказывал странную историю: он говорил, что служил матросом на корабле знаменитого пирата, что однажды при захвате очередного торгового судна вместе с грузом на корабль принесли прекрасную пленницу. Она была непокорна как само море, зла, как самая страшная буря, - и прекрасна, как восход при полном штиле. Капитан не продал ее в ближайшем порту, а, наоборот, приказал команде оказывать пленнице всяческие почести. "Беда, беда ждет корабль", - перешептывались моряки, но оказать открытое неповиновение никто не осмеливался, отчасти потому, что страх перед капитаном был куда сильнее, чем любые поверья, отчасти потому, что каждый матрос знал, что ни на одном корабле он не сможет получить столько золота в награду за верную службу.
Однако самые мрачные ожидания моряков не оправдались: все дела шли настолько гладко, настолько беспрепятственно доставались капитану богатства, настолько счастливо предвкушал каждый возвращение в родной порт с карманами, набитыми золотом, что прекрасную пленницу стали воспринимать как талисман, приносящий удачу.
Да и она изменилась: все чаще моряки видели ее рядом с капитаном, и улыбалась она так, что уже никто не мог даже помыслить, что она все еще пленница. Когда команда сходила на берег пополнить запасы пресной воды и пищи, оставшиеся матросы наблюдали, как она нервно ходит по палубе, как все чаще ее взгляд обращается вдаль, в ту сторону, куда ушел капитан, а когда он показывался вдали - она как будто расцветала.
Но сам капитан по какой-то странной причине день ото дня становился жестче и суровей. Казалось, добыча не радует его как прежде, в битве он часто застывал со шпагой в руке, как бы не решаясь нанести удар, он часто ошибался, выбирая курс, - он изменился настолько, что команда не узнавала в этом угрюмом человеке своего прежнего капитана. И однажды случилась беда, которую давно предсказывали старые морские волки: при захвате очередного корабля, капитан привел на борт новую пленницу, красивую и кроткую, спокойную, как ласковый прибой, добрую, как нежаркое лето. "Она останется здесь, - сказал капитан, - А ту, прежнюю, - отправьте за борт!"
Никто из команды не бросился выполнять этот страшный приказ, тогда капитан страшно закричал, призывая на головы отступников все мыслимые и немыслимые проклятия, - и матросы побежали искать девушку. Но никак не могли ее найти.
"Так даже лучше, - воскликнул капитан, - она сама выбрала свою участь!" Той ночью никто из команды не сомкнул глаз. Ближе к рассвету, когда капитан мирно почивал в своей каюте, девушка, которую все считали пропавшей, вдруг появилась из ниоткуда и закричала команде: "Спасайтесь! Спасайтесь, кто может! Всех, кто останется, ждет неминуемая гибель! Спасайтесь! Только земля спасет вас от гибели! Плывите же к берегу! Плывите!"
Кто-то внял призыву и стал спускать шлюпку на воду, кто-то попытался последовать приказу и поймать девушку, - но ее никак не удавалось схватить. Казалось, что она была везде - и нигде. Когда шлюпка с малой частью команды отчалила, рядом с девушкой непостижимым образом оказался капитан. Видно было, что он мало что понимал, просто стоял рядом, отрешенно наблюдая за происходящим.
- За борт меня? - страшно закричала девушка, - Вот она, твоя благодарность! Но будь по-твоему! На корм рыбам я не отправлюсь, но и тебя не оставлю! Буду преследовать до последнего твоего часа, и тогда утяну в пучину, где не будет тебе спасения!
Капитан молча смотрел на нее - и никто из команды не мог даже пошевелиться.
- Прощайте, - едва слышно сказала девушка, - Еще увидимся!
- Постой!!! - вскричал капитан, но было поздно.
Она прыгнула за борт, несколько минут был слышен только плеск волн - и вдруг внезапно началась самая страшная буря, какой не видал ни один бывалый матрос.
Огромные волны накрывали корабль, он кружился, как щепка в бешеном водовороте, людей смывало за борт, и только капитан сохранял совершенное спокойствие. Он стоял у штурвала, уверенной рукой направляя корабль, отдавая приказы уцелевшим матросам, вселяя уверенность в души тех, кто уже приготовился к неминуемой гибели. Через несколько часов буря стихла. Корабль шел к суше, те, кто остался в живых, не могли поверить своей удаче, они радостно перешептывались, словно боясь, что громкое слово может внезапно спугнуть такую нежданную милость.
Когда корабль причалил к берегу, матросы, не слушая распоряжений капитана, мигом выбрались на сушу - и растворились в портовой толпе.
Вот что рассказывал старый морской волк в одной прибрежной таверне. Ему мало кто верил, но вскоре разнесся слух о том, что бесстрашный пират канул в бездну, по крайней мере не слышно было ни об одном дерзком нападении, торговые суда обрели покой в водах странного моря, но только на время.
Говорили, что на кораблях, попавших в бурю, неведомым образом появлялась дивно красивая девушка, которая разыскивала капитана и, найдя его, отправляла судно ко дну. Те, кому удавалось спастись, с ужасом вспоминали, что девушка со страшным криком бросалась в бездну, держа в объятиях капитана, - и корабль поглощала пучина.
Рассказывали, что в каком-то маленьком порту убеленный сединами человек каждый вечер сидит у берега моря и то кричит, то шепчет только одно слово: Вернись! Вернись! Вернись! А некоторые добавляли, что в лунные ночи на страстный крик старика отвечает красивый, глубокий, но какой-то нездешний голос: Иди ко мне! Я жду тебя! Иди ко мне!
Старик почти ни с кем не говорит, одиноко живет в своей ветхой хижине у моря, в деревушке люди знают, что сны его неспокойны, что иногда, перед рассветом, он ужасно кричит: Я ошибся! Ошибся! Ты - моя жизнь! Вернись! Вернись! Вернись!
Его голос не рождает эха, его просьбы тщетны. И только прибой ласково нашептывает о вечности, даря успокоение измученным сердцам.
Легенда почти забылась, мало кто помнил о дерзком пирате и прекрасной пленнице, однако никто из бывалых матросов не выходил в море, не взяв с берега плоский камешек, обточенный приливом, символ земли, до которой в страшную бурю можно добраться только чудом.