(no subject)

Jan 21, 2020 10:14



Фраза Александра Александровича о "двух союзниках России" до сих пор повторяют, как горькую истину и глубокое прозрение. Между тем это обычный трюизм, совершеннейшая банальность. У любой страны есть ровно то же два союзника (ну, с появлением авиации - три). За исключением, разве что, формально независимых карликов (Фиджи, Тонга, Лихтенштейн, etc.) и тех стран, чьи имена в сочетании со столь грозными словами вызывают комический эффект, вроде "румынской армии" или "грузинского флота".

Только доходящие до совершенной наивности (на радость англосаксам) благородство и великодушие внешней политики практически всех русских царей привело к тому, что Россией эта банальность была осознана так поздно - и осознание было таким болезненным.

Любой внешний союзник - это всего лишь ресурс (ситуативный или более-менее долговременный), которым следует распорядиться рачительно и рационально. От нефти или строевого леса он отличается только тем, что сам пытается тебя использовать. И тут уж - по ситуации. В самом лучшем (и чрезвычайно редком) случае возможен честно обговоренный еще на берегу консенсус, которого обе стороны впоследствии придерживаются столь же честно. В большинстве же случаев - кто кого переиграет.

Беда в том, что массовое сознание сегодняшней России больше напоминает бравирующего свежеобретенным цинизмом подростка из анекдотов ("А пиписька-то хуем называется!"), чем трезвое мышление взрослого человека. Всеобщее увлечение realpolitik, понимаемом, к тому же, в самом замшелом материалистическом стиле бюргерского XIX века, дошло до полного отрицания собственной природы - а благородство и великодушие всегда были неотъемлемыми составляющими этой природы.

Между тем источником ресурсов является не только материальный внешний мир - включая окружающие страны и народы - но и область нематериальных понятий и явлений. Палмерстоновское "У Англии нет вечных союзников и постоянных врагов - вечны и постоянны только ее интересы" демонстрирует не только раздутое самомнение обожравшегося гегемона, но и катастрофическое омещанивание некогда столь дееспособной британской элиты, обрекающее страну на неизбежное поражение в сравнительно недалеком будущем.

Важнейшим ресурсом (точнее, группой ресурсов) является репутация. Привычка не сдавать союзников - существенно уменьшающая цену на этот ресурс в обозримом будущем. Те же великодушие и благородство. Умение быть благодарными (именно текущая неблагодарность окружающих оскорбила Россию и русских в наибольшей степени - и эта обида может сказаться в будущем в самых разных формах). Вообще - долгая память. И на добро и на зло. Особенно на зло. Способность не забывать обид и крови своих граждан во времена ослабления заметно влияют на количество обид и особенно крови при следующих кризисах. Искусство сочетать злопамятность с великодушием и благородством в правильных пропорциях - аристократический навык, совершенно утерянный именно в эпоху мещанской политики.

В области нематериальных ресурсов на протяжении последних десятилетий заметные потери понесли практически все значимые игроки мировой политики. Потери России тоже очень существенны - но, пожалуй, меньше, чем у всех остальных. Это можно было бы даже счесть некоторым успехом - если бы не пример Китая, сумевшего не только обойтись без потерь, но и сделать немалые приобретения в этой области.

Причем китайский успех нельзя целиком списать на его возросшую промышленную мощь - Россия теряла (а некоторые другие приобретали) даже в тех случаях, которые были мало связаны с состоянием экономики. Вспомним, к примеру, введенные в 2004-ом году новые правила въезда в США, в соответствии с которыми все въезжающие обязаны проходить процедуру дактилоскопии. У одной только Бразилии хватило решимости ввести ответные меры исключительно в отношении граждан США. Все остальные поворчали - и смирились.

Вот единственным ресурсом, которым Россия не обладала никогда, и которым ей овладеть совершенно необходимо - это злопамятность. Приписываемая (ошибочно) Бисмарку фраза "Русские всегда приходят за своими деньгами" выражает, к сожалению, исключительно опасения внешнего мира, а не объективную реальность. Но научиться действительно приходить за своими деньгами (как и вообще овладеть в полной - небюргерской - мере ресурсным мышлением) обязательно придется.
Иначе просто не выжить.
Previous post Next post
Up