(no subject)

Jan 19, 2020 14:16


Война. в которой обе стороны воюют за территорию (ну, или за другой ресурс) - большая редкость. В действительности стандарт войны - когда одна сторона пытается захватить (или сохранить - неважно) территорию или ресурс, а другая - спасает людей. Иногда - от физического истребления. Чаще - от притеснений и унижений.

Это не является гарантией того, что окружающие сочтут войну справедливой - лучшим примером служит англо-бурская война. Какой бы искусственной ни была ситуация с ойтландерами, но формально Британия воевала именно за их права - но весь мир объявил их агрессорами.

Зато "война за людей" - могучий ресурс внутреннего сплочения воюющей страны. Англосаксы, инстинктивные мастера военного пиара, пользовались этим приемом задолго до формального возникновения этой важнейшей военной дисциплины - ни у какой страны в прошлом нет такого удивительного явления, как т.н. "война за ухо Дженкинса".

(Формально военный пиар родился именно во время англо-бурской войны. Одноименная книга Конан Дойла до сегодняшнего дня остается полезнейшим пособием для профессионалов - как должна строиться военная пропаганда. Немаловажно, что Конан Дойл опубликовал и распространял книгу за свой счет - наемники, не тратящиеся, а зарабатывающие на пропаганде, справляются с задачей много хуже. Страна потом высоко оценила усилия писателя и фронтового врача, наградив его рыцарским титулом.)

Переход от одной роли к другой происходит с легкостью - вспомним, что первые военные кампании Гитлера - это именно "войны за людей". Аншлюс был реализацией давней мечты австрийцев, стремившихся к нему с 1918-го года, но наткнувшихся на категорический запрет со стороны союзников. Чехи и поляки, оказавшиеся, волею тех же союзников, владельцами исконно немецких областей, обращались с их населением ровно так же, как и любые дикари, мгновенно теряющие чувство реальности после получения из рук белых сахибов такого ошеломительного подарка, как государственность...

(Понимание, что обращение с этим громоздким и неудобным подарком требует навыков и умений, далеко превосходящих возможности дикарей, наступает, как правило, только после потери этого чемодана без ручки - а то и не наступает никогда.)

Даже французская кампания была расплатой за унижения, в не захватом территории. И только с вторжения в Норвегию - несмотря на ее чисто оборонительный, со стратегической точки зрения, характер - начинается чистая экспансия.
Previous post Next post
Up