Мне кажется, мы просто живем в переходную эпоху. Мы с Вами вполне доживем до времени, когда между автором и читателем (зрителем, слушателем) не останется посредников. Собственно, потому посредники и пытаются остановить историю. Отсюда и антипиратские законы. Остановить, конечно, не удастся... А что угодили в переходную эпоху именно мы - ну, что тут поделаешь... Логику сегодняшних авторов я тоже прекрасно понимаю. Когда Андрей Лазарчук (никогда не участвовавший в антипиратской истерии) меланхолично замечает, что новая книга, написанная в соавторстве с Успенским, лежит в издательстве больше года - я понимаю, что ситуация катастрофическая... Но тут, боюсь, ничего не поделаешь. Вопрос только в выработке привычки перечислять деньги автору - а на это нужны годы. Убежденные пираты - меньшинство. Большинство просто еще не выработало автоматизм - понравилась книга - сразу нажми и перечисли... Да и электронные счета пока есть далеко не у всех. Не так давно был забавный случай - приятель (сам, кстати, выпускающий уже вторую книгу), согласившийся с моей логикой и даже назвавший первую книгу, автору которой он собирается перечислить деньги - сделал это только после моего третьего напоминания))) Да, пока все заведут электронные счета и пока выработается автоматизм - авторам придется несладко... Ну, в такое мы время родились, что поделать! Могли ведь и в 1923 родится...
Когда электронная книга лежит уже готовая для скачивания, она воспринимается как воздух, которым дышишь. Очень неестественно платить за каждый вдох даже мелкие деньги, это уже воспринимается не как свобода, а как удавка на шее. А вот профинансировать книгу до того, как она написана - эта схема мне представляется более естественной. Автор выставляет примерную цену, как только народ перечислил ему деньги, можно начинать работу. А получившуюся книгу - в свободный доступ. Вот если бы например Дяченки собрались бы написать продолжение "Вита ностры", я бы конечно, скинула бы деньгу на этот проект.
Дьяченкам бы я кинул. Дяченкам - нет. А вообще - да, конечно, так было бы логичнее - но такая схема годится только для уже раскрученных авторов... Начинающие авторы должны довольствоваться только оплатой постфактум. Да и не только начинающие - большинству авторов я не готов дать индульгенцию заранее, велика вероятность, что напишут чушь. А вообще - и в первом случае не вижу особой удавки... Когда я ездил в советских автобусах и опускал монеты в кассу - никакой удавки не чувствовал... Когда меня стали вынуждать совершать лишние телодвижения - сначала покупать талоны, а потом их компостировать - ощутил неудобство. Вот сегодня заваренные средние двери и паскудный турникет у передней воспринимаю именно как удавку - почему и пользуюсь только такси и метро. Все упирается в привычку - ну, и к облегчению сервиса...
Я немного ниже писала в комментарии - эту схему использовал какой-то не очень раскрученный автор. От начинающего автора достаточно написать завлекательно первую книжку, и не запрашивать миллионы за продолжение.
> Когда я ездил в советских автобусах и опускал монеты в кассу - никакой удавки не чувствовал
Услуга или товар - это одно, а информация - принципиально другое. Стоимость "копирования" товара и услуги не равна нулю, и это каждый отлично понимает. А стоимость копирования информации в наше время нулевая.
Мне понятна Ваша логика, Армен, и я готов с ней согласиться. В случае, если некоторый "автоматизм" (или привычка) такого рода действительно разовьется. В самом деле - логично платить только за то, что понравилось, если не понравилось - это зря потраченное время, и как бы автор за это еще не должен был читателю (я серьезно).
Впрочем, я не уверен, что это относится к художественным сюжетным книгам. Я три или четыре года потратил (без преувеличения) на придумывание истории, которая бы "цепляла" с первых 30 страниц. Примерно год писал и правил эти 30 страниц.
Они доступны - бесплатно - при предпросмотре на киндле. Один клик. По-моему, это честная игра.
Если нравится, хочется узнать "чем закончится то, что так началось" - берешь. Потратив жалкие 30 рублей, которые не задумываясь выбрасываешь на мороженое.
Не нравится начало - не берешь. Куда уж честнее! С точки зрения правил игры в системе автор-читатель.
А вот "сделать два клика и скачать бесплатно, целиком" - вот это уже как-то... блин, пираты-то на этом заработают (на рекламе). Я - нет. По-моему, это ни в какие ворота.
Ну, такой подход тоже возможен... Вообще, скорее всего, все окажется так же, как бывает всегда в истории - будет неожиданно найден абсолютно простой и абсолютно удобный способ, и люди будут удивляться - как же такая очевидность не пришла сразу в голову? А вот не пришла... Я вот к моменту появления мыши уже несколько лет сидел за компьютером - а сейчас просто не в состоянии вспомнить - как же это я обходился одной только клавиатурой? Я же должен был страдать, это же такой дискомфорт))) Вот и тут, скорее всего, будет придумана такая же "мышь"...
Извините, что встреваю в беседу. Ваши слова о том, что автор должен читателю меня удивили, с учетом других высказываний.
Если отбросить всяческие вопросы нелитературного характера и оставить именно отношения между читателем и автором, которые и делают литературу литературой, отличием от пульп-фикшн, что получится? А то, что между автором и читателем создаются отношения взаимных неизбывных долгов. Но долгов мировоззренческого характера. Читая произведение мы не просто тратим время. Мы пробуем смотреть на мир глазами автора, пытаемся чувствовать и думать как автор, на время отодвигая на второй план свои собственные взгляды, мировоззрение. И затем, возвращаясь "к себе" какую-то часть автора оставляем в себе. А может быть и так, что мы получаем от автора так много, что полностью перерождаемся внутри себя - это когда встречаемся с литературой, которую называем великой. Мы становимся обязаны автору обновлением мировосприятия, обновлением души... Автор же оказывается одним из наших Наставников, в какой-то мере властителем наштих дум... Такая власть не у всякого земного правителя есть... Такая духовная близость, которая порой может возникнуть между автором и читателем не всегда бывает между родными. Вот что такое великая литература и взаимоотношения в ней.
Теперь от литературных отношений переходим к сопутствующему им слою деловых отношений связанных с распространением произведений. Когда автор слишком глубоко приближается к денежно-деловой материальной стороне литературы, когда он начинает относиться к своим произведениям ВСЕ БОЛЕЕ как к средству получения доходов, что получается? А получается то, что он не выдерживает искушения деньгами и начинает торговать какой-то частью своего родства с читателями. Но такие вещи по частям плохо получаются. Бизнесмены от издательств оказываются представителями дьявола, искушающими и подталкивающими к торговле, в конце которых оказывается оценена, и сведена к строчкам контракта душа автора. Вспомните Мартина Идена.
Ну и помимо литературы есть просто публикации. Разные. Полезные и не очень. Качественные и не очень. Прагматичные. В которых не предполагается родство душ. В которых обеспечивается передача сведений той или иной ценности в глазах покупателя и обладающих тем или иным удобством для усвоения. Отношения между людьми, у которых были и есть свои Наставники, которые будут продолжать смотреть на мир так как смотрели и до получения информационного пакета, которым информационный пакет нужен для решения текущих прагматических вопросов в рамках сформированного и неизменного мировоззрения. Не литература. Не бесполезна. Хорошо вписывается в цепочки договорных отношений без всяческой торговли душами.
Всякому пишущему надо определиться - что он пишет. И вести себя соответственно.
А чтобы приучить людей платить за культуру, мне кажется, проще всего начать не с денег из личного кошелька, а с государственных денег. Государство же какие-то суммы вкладывает в фильмы? Раскидать эту сумму на каждого гражданина и он может сам определить, в какой культурный проект свою долю направить. Обналичивать деньги нельзя, их можно только перечислить на тот или иной культурный проект. Да я думаю, и невыгодно будет их обналичивать. На каждого гражданина в результате придётся достаточно мелкая сумма, из-за которой просто незачем суетиться.
Совершенно согласен. Книги - это общее достояние. Они цементируют страну, выражают то что называется "дух нации" (в хорошем смысле) и прочее. Куда больше (несравненно) чем раша-тудей.
Но на рашу-тудей тратятся миллиарды... русские авторы же не получают ни копья.
Я вот не понимаю, почему я - прочитав прекрасное стихотворение (ну, скажем, Константина Крылова) где-то в ЖЖ - должен платить за это деньги. Это как-то противоестественно.
Но еще меньше я понимаю, почему автор этого стихотворения НЕ ПОЛУЧАЕТ за него денег! По-моему, должен получать. И много. Потому что это великий труд, и очень нужный другим (ну, мне так точно).
Объединить эти два противоречивых устремления можно только системой, описанной в комменте выше. Нет, тратят деньги на проклятые облупившиеся театры, нахрен никому не нужные!
Мы с Вами вполне доживем до времени, когда между автором и читателем (зрителем, слушателем) не останется посредников. Собственно, потому посредники и пытаются остановить историю. Отсюда и антипиратские законы. Остановить, конечно, не удастся...
А что угодили в переходную эпоху именно мы - ну, что тут поделаешь... Логику сегодняшних авторов я тоже прекрасно понимаю. Когда Андрей Лазарчук (никогда не участвовавший в антипиратской истерии) меланхолично замечает, что новая книга, написанная в соавторстве с Успенским, лежит в издательстве больше года - я понимаю, что ситуация катастрофическая...
Но тут, боюсь, ничего не поделаешь. Вопрос только в выработке привычки перечислять деньги автору - а на это нужны годы. Убежденные пираты - меньшинство. Большинство просто еще не выработало автоматизм - понравилась книга - сразу нажми и перечисли... Да и электронные счета пока есть далеко не у всех.
Не так давно был забавный случай - приятель (сам, кстати, выпускающий уже вторую книгу), согласившийся с моей логикой и даже назвавший первую книгу, автору которой он собирается перечислить деньги - сделал это только после моего третьего напоминания))) Да, пока все заведут электронные счета и пока выработается автоматизм - авторам придется несладко... Ну, в такое мы время родились, что поделать! Могли ведь и в 1923 родится...
Reply
Reply
А вообще - да, конечно, так было бы логичнее - но такая схема годится только для уже раскрученных авторов... Начинающие авторы должны довольствоваться только оплатой постфактум. Да и не только начинающие - большинству авторов я не готов дать индульгенцию заранее, велика вероятность, что напишут чушь.
А вообще - и в первом случае не вижу особой удавки... Когда я ездил в советских автобусах и опускал монеты в кассу - никакой удавки не чувствовал... Когда меня стали вынуждать совершать лишние телодвижения - сначала покупать талоны, а потом их компостировать - ощутил неудобство. Вот сегодня заваренные средние двери и паскудный турникет у передней воспринимаю именно как удавку - почему и пользуюсь только такси и метро.
Все упирается в привычку - ну, и к облегчению сервиса...
Reply
> Когда я ездил в советских автобусах и опускал монеты в кассу - никакой удавки не чувствовал
Услуга или товар - это одно, а информация - принципиально другое. Стоимость "копирования" товара и услуги не равна нулю, и это каждый отлично понимает. А стоимость копирования информации в наше время нулевая.
Reply
Впрочем, я не уверен, что это относится к художественным сюжетным книгам. Я три или четыре года потратил (без преувеличения) на придумывание истории, которая бы "цепляла" с первых 30 страниц. Примерно год писал и правил эти 30 страниц.
Они доступны - бесплатно - при предпросмотре на киндле. Один клик. По-моему, это честная игра.
Если нравится, хочется узнать "чем закончится то, что так началось" - берешь. Потратив жалкие 30 рублей, которые не задумываясь выбрасываешь на мороженое.
Не нравится начало - не берешь. Куда уж честнее! С точки зрения правил игры в системе автор-читатель.
А вот "сделать два клика и скачать бесплатно, целиком" - вот это уже как-то... блин, пираты-то на этом заработают (на рекламе). Я - нет. По-моему, это ни в какие ворота.
Reply
Вообще, скорее всего, все окажется так же, как бывает всегда в истории - будет неожиданно найден абсолютно простой и абсолютно удобный способ, и люди будут удивляться - как же такая очевидность не пришла сразу в голову? А вот не пришла...
Я вот к моменту появления мыши уже несколько лет сидел за компьютером - а сейчас просто не в состоянии вспомнить - как же это я обходился одной только клавиатурой? Я же должен был страдать, это же такой дискомфорт))) Вот и тут, скорее всего, будет придумана такая же "мышь"...
Reply
Если отбросить всяческие вопросы нелитературного характера и оставить именно отношения между читателем и автором, которые и делают литературу литературой, отличием от пульп-фикшн, что получится? А то, что между автором и читателем создаются отношения взаимных неизбывных долгов. Но долгов мировоззренческого характера. Читая произведение мы не просто тратим время. Мы пробуем смотреть на мир глазами автора, пытаемся чувствовать и думать как автор, на время отодвигая на второй план свои собственные взгляды, мировоззрение. И затем, возвращаясь "к себе" какую-то часть автора оставляем в себе. А может быть и так, что мы получаем от автора так много, что полностью перерождаемся внутри себя - это когда встречаемся с литературой, которую называем великой. Мы становимся обязаны автору обновлением мировосприятия, обновлением души... Автор же оказывается одним из наших Наставников, в какой-то мере властителем наштих дум... Такая власть не у всякого земного правителя есть... Такая духовная близость, которая порой может возникнуть между автором и читателем не всегда бывает между родными. Вот что такое великая литература и взаимоотношения в ней.
Теперь от литературных отношений переходим к сопутствующему им слою деловых отношений связанных с распространением произведений. Когда автор слишком глубоко приближается к денежно-деловой материальной стороне литературы, когда он начинает относиться к своим произведениям ВСЕ БОЛЕЕ как к средству получения доходов, что получается? А получается то, что он не выдерживает искушения деньгами и начинает торговать какой-то частью своего родства с читателями. Но такие вещи по частям плохо получаются. Бизнесмены от издательств оказываются представителями дьявола, искушающими и подталкивающими к торговле, в конце которых оказывается оценена, и сведена к строчкам контракта душа автора. Вспомните Мартина Идена.
Ну и помимо литературы есть просто публикации. Разные. Полезные и не очень. Качественные и не очень. Прагматичные. В которых не предполагается родство душ. В которых обеспечивается передача сведений той или иной ценности в глазах покупателя и обладающих тем или иным удобством для усвоения. Отношения между людьми, у которых были и есть свои Наставники, которые будут продолжать смотреть на мир так как смотрели и до получения информационного пакета, которым информационный пакет нужен для решения текущих прагматических вопросов в рамках сформированного и неизменного мировоззрения. Не литература. Не бесполезна. Хорошо вписывается в цепочки договорных отношений без всяческой торговли душами.
Всякому пишущему надо определиться - что он пишет. И вести себя соответственно.
Reply
Я, хоть и написал слово "серьезно", все-таки скорее тут шутил. ;)
Reply
Reply
Но опять же - только для раскрученных.
Reply
Но на рашу-тудей тратятся миллиарды... русские авторы же не получают ни копья.
Я вот не понимаю, почему я - прочитав прекрасное стихотворение (ну, скажем, Константина Крылова) где-то в ЖЖ - должен платить за это деньги. Это как-то противоестественно.
Но еще меньше я понимаю, почему автор этого стихотворения НЕ ПОЛУЧАЕТ за него денег! По-моему, должен получать. И много. Потому что это великий труд, и очень нужный другим (ну, мне так точно).
Объединить эти два противоречивых устремления можно только системой, описанной в комменте выше. Нет, тратят деньги на проклятые облупившиеся театры, нахрен никому не нужные!
Reply
Leave a comment