Когда-то, в молодости... Ну ладно, всего-то года три назад дело было, не больше, так что не было у меня уже никакой молодости я и сейчас ещё ничего... В общем, любила я одно время на досуге поучаствовать в так называемых эво-креасрачах. Как-то в ходе обсуждения с одним известным в узких кругах товарищем стандартной темы полового отбора я использовала не менее стандартный довод в пользу этого самого отбора: если признаки, не имеющие никакой очевидной функции, кроме эстетической (например не обусловленная какой-либо физиологической надобностью яркая окраска) появились без участия полового отбора, то почему они встречаются в основном только у раздельнополых организмов, имеющих зрение?
Товарищ ответил вот этой картинкой:
и сказал, что если верить подписи, то это радужная диатомовая водоросль. Намекалось на то, что своим существованием она разбивает мой довод в пух и прах.
Я тогда работала кочегаром и не знала, что скоро стану профессиональным сборщиком картинок из жизни мелких тварей, так что особого внимания на эту водоросль не обратила (и так понятно, что не вписывающихся в схему примеров можно найти сколько угодно). Теперь вот вспомнила и решила посмотреть, кто мне тогда "стройную картину рушил".
В общем, нашла я эту фотографию с помощью слов "Радужная диатомовая водоросль" и поиска по картинке. Она заняла первое место на каком-то там конкурсе в 2008 году (наверно, надо здорово понимать в абстрактном искусстве, чтобы так оценить несколько разноцветных полосок), и изображён на ней один из представителей рода Pleurosigma.
Обычно водоросли этого рода выглядят примерно так:
Никакие они, конечно, не радужные, а вполне нормального водорослевого цвета. "Радужность" появилась в результате "механического" взаимодействия света с клетками водорослей.
Пишут, что для получения этой фотографии использовали поляризованный свет и тёмное поле.
Поляризацию обычно используют для выявления каких-то малозаметных или совсем незаметных при использовании обычного освещения деталей. Для этого берут два поляризационных фильтра (если это фильтры для фотоаппарата, то надо взять один и растерзать, так как он уже состоит из двух слоёв), один размещают между источником света и препаратом, а другой прямо перед глазом или объективом фотоаппарата. Первый фильтр задержит все волны кроме тех, что колеблются в определённом направлении, а второй надо повернуть перпендикулярно первому, в смысле так, чтобы он мог пропускать волны, "расположенные" в направлении, перпендикулярном тому, в котором поляризован свет, проходящий через первый фильтр. Понятно, что через такую конструкцию мало что будет видно, в отсутствии объекта по крайней мере. Многие структуры биологических объектов могут изменять направление поляризации, так что прошедший через них поляризованный свет сможет пройти и через второй фильтр. Заодно и окружающему пространству немного света достанется - рассеивание-то никто не отменял.
В поляризованном свете плейросигма выглядит так:
Эффект тёмного поля для небольшого увеличения кустарным способом можно получить, если разместить перед диафрагмой конденсора (там должно быть приспособление для закрепления фильтров) кусок прозрачного материала с непрозрачным кружком посередине определённого размера. Вообще-то по поводу размера есть вполне конкретные рекомендации: кружок должен соответствовать размеру отверстия диафрагмы, прикрытой настолько, чтобы задняя фокальная плоскость объектива освещалась на 66%. Но не уверена, что эту самую заднюю плоскость можно увидеть невооружённым глазом. Похоже, что несоблюдение этого условия (в сторону уменьшения) не ведёт ни к каким неприятностям. Дальше нужного изображения добиваются с помощью диафрагмы. Таким образом на препарат, а потом в объектив попадает только свет, который сумел обогнуть края препятствия, прямой свет в объектив не попадает, поэтому фон получается тёмным и можно увидеть очень прозрачные детали, которые при обычном освещении по яркости не отличаются от фона и сливаются с ним.
Результат в случае плейросигмы получается таким:
На последней фотографии водоросль выглядит уже достаточно "радужной".
По всем законам жанра дальше должен следовать рассказ о механизме появления рассматриваемого эффекта в результате использования обоих методов вместе. Но законы законами, а против ограничений, наложенных природой на умственные способности писателя, тоже не попрёшь, и так появляются новые направления в литературе. Так что на этом закругляюсь.