Дон Кихоты нашего двора

Jan 11, 2016 13:06

Жители российских городов перестали рассчитывать на чиновников и сами решают коммунальные проблемы



В конце 2015 года соцсети всколыхнула история «дорожной феи» - так прозвали жительницу Омска, по ночам заделывающую ямы на местных дорогах. Пользователи Интернета обсуждают безразличие чиновников, толкающее жителей решать жилищно-коммунальные проблемы самостоятельно. Сами чиновники, правда, такой активности не очень рады: самодеятельные горожане нарушают непреложные бюрократические порядки. Эксперты же отмечают, что со временем самоорганизация людей, берущих ситуацию в собственном городе в свои руки, будет все мощнее. Особенно - в кризис.

Как показывает практика, жители городов и небольших населенных пунктов, уставшие ждать милости от властей, стали все чаще самостоятельно обустраивать дворы, ремонтировать дороги и даже строить мосты. Так, священнослужитель Макарий Чибисов из Алапаевска (Свердловская область) не один год просил местную администрацию отремонтировать асфальтовое покрытие на одной из улиц города: по ней было сложно не только проехать, но и пройти. Однако чиновники недоумевали, зачем вообще делать дорожное полотно на улице, по которой и автобусы-то не ездят. И, ссылаясь на некий план по ремонту дорог, отправили батюшку восвояси. В ноябре священнослужитель, не дожидаясь осуществления загадочного плана, вместе с соседями починил дорогу и даже сделал на ней тротуар.



Жители Барнаула в августе этого года тоже решили не ждать планового ремонта дорог и сами заделали ямы, стоившие колес многим автомобилистам, на одной из улиц города. «Привет администрации Октябрьского района и дорожникам нашим. Вы все такие занятые, но русский мат из-за пробитых колес все лето надоело слушать. Не переживайте, отремонтируем сами, простые автолюбители. Улица 40 лет Октября», - написал по этому поводу в соцсети местный житель Юлиан Савицкий, приложив фотографии, где мужчина латает яму на асфальте. В свободное время латал дыры на проезжей части улиц Петрозаводска и местный житель, работающий на асфальтоукладчике: «Он в свободное от работы время взял и залепил несколько ям. На остальные асфальта не хватило, но мужчина обещал вернуться и доделать то, что не могут сделать городские власти», - сообщается в местном сообществе в соцсети. А жители города Суоярви в той же Карелии собственными руками заделали ямы в асфальте перед... зданием мэрии.



В других населенных пунктах жители, устав от «завтраков» местных администраций, проявили чудеса самоорганизации и сами отремонтировали более сложные объекты. Жители проспекта Ленина во Владимире, не сумев пробить бюрократические препоны собственной управляющей компании, привели в порядок двор собственного дома. Челябинцы в августе начали сбор средств на ремонт крыши в своем многоквартирном доме - кровля протекала, однако власти города указывали, что капремонт в здании запланирован аж на 2026 год. На это у них ушло 169 тыс. рублей, что, к слову, намного меньше, чем обычно закладывают в бюджет на такие работы местные чиновники. На очереди - ремонт лифтов и лестниц.

Предприниматели из Костромской области скинулись на новый мост через реку Шарьинку, который стал настолько негодным, что автомобильное движение по нему было запрещено. Строительство моста было в отдаленных планах местных властей, и на него даже выделили 13,5 млн. рублей. Однако активисты потратили... в 43 раза меньше - всего 300 тыс. То же самое сделали жители деревни Раскуиха Свердловской области. На мост через реку Чусовую они потратили всего два дня и 250 тыс. рублей из собственного кармана. К слову, последний раз мост ремонтировали в 1981 году и тоже на средства местных жителей.



Местным властям такого рода самодеятельность чаще всего не нравится. Чиновники, которые годами игнорируют просьбы жителей что-либо починить, ссылаются на то, что сделанный не по ГОСТу ремонт долго не проживет, а им потом за возможные аварии еще и отвечать придется.

Интересно, что иногда с критикой выступают и местные жители, соседи которых взяли на себя функцию дорожных рабочих. Житель Волгоградской области Виктор Лукин рассказал «НИ», что активисты чаще всего действительно засыпают глубокие ямы чем придется, а сверху «мажут» цементом: «Понятно, что ни о какой долговечности говорить не приходится. Но самое интересное, что и местные дорожные рабочие осуществляют ремонт примерно по такой же «технологии». Только вместо цемента у них тонкий слой крошки».

Еще 10-12 лет назад людей мало интересовало происходящее за пределами их квартир или дачных участков, говорит «НИ» ведущий научный сотрудник Института социологии РАН Леонтий Бызов. По его словам, общественная территория - те же подъезды, лесопарки, дворы - тогда была своеобразной зоной отчуждения. «Сейчас картина меняется, - говорит социолог. - Люди насытились частными интересами и пытаются как-то осваивать то социальное пространство, которое находится за пределами их жилища. Но насколько этот процесс мощный, пока сказать сложно».



Несколько лет назад в Москве появилось сообщество под названием «Партизанинг». Его активисты самовольно чертили пешеходные переходы в местах, где люди чаще всего перебегали дорогу, обустраивали зоны отдыха во дворах, ставили скамейки в парках - в общем, занимались тем, до чего у чиновников годами не доходили руки. Например, в Войковском районе они из подручных материалов оборудовали спортивные площадки, а в Тропарево-Никулино расчертили велосипедные дорожки и развесили карты с веломаршрутами. Сейчас это движение так активно не работает, зато простые горожане - например, жильцы какого-нибудь дома - объединяют усилия и самостоятельно решают насущные вопросы.

Люди и дальше будут стараться решать проблемы без вмешательства чиновников, говорит г-н Бызов. Причем способствовать этому будет не столько кризис и постоянное отсутствие денег на те или иные нужды в местных бюджетах, сколько состояние умов. «Кризис 1990-х годов совпал с глубокой атомизацией, когда у людей общественная деятельность была практически парализована», - говорит социолог. За прошедшие 10 лет, по словам собеседника «НИ», общество стало более способным к самоорганизации: «Раньше люди не знали соседей по лестничной клетке. Сейчас же жилищная реформа, хотя и неудачная, как-то людей организовала. Горожане все чаще стали проводить акции, например, против точечной застройки, против вырубки лесов. То есть людей стали волновать такие проблемы. И их протесты пусть не всегда, но бывают услышаны». Тем не менее, отмечает Леонтий Бызов, все это пока «тоненький ручеек на фоне массового безразличия». Также он добавил, что если людей все-таки оставить в покое и не разрушать налаженные ими связи, то постепенно общество изменится и самоорганизуется: «Это то, чего нам катастрофически не хватает».

Все что угодно можно делать только с территорией, которая находится в собственности гражданина, предупреждает «НИ» адвокат, полковник МВД в отставке Евгений Черноусов. Но за условное самоуправство на «общественной земле» может последовать наказание - как административное, так и уголовное. По его словам, даже высадка деревьев во дворе собственного дома может закончиться «административкой». А если огородить небольшой клочок земли под окнами и сделать из него палисадник, то это можно будет считать захватом земли. Штрафом тут уже не отделаешься. «Делая добрые дела, не надо забывать и о возможной ответственности, - говорит собеседник «НИ». - При этом не надо крайностей. Если люди соберутся и самостоятельно починят проезжую часть, то никакой ответственности за это не наступит. Было бы странно кого-то наказывать за подобное деяние».

Источник

Россия, активисты

Previous post Next post
Up