Речь

Apr 15, 2011 16:40

Многие сообщники отмечают у себя или у своих близких людей с аутизмом своеобразие речи. Не только что, но и как они (мы) говорят. Чаще всего упоминают монотонность (бу-бу-бу), неумение "регулировать громкость", невнятность. Я, к примеру, страдаю от своей скороговорки, при которой часть звуков (а-то и слов) проглатывается, так же я часто перехожу " ( Read more... )

вопросы, особенности личности

Leave a comment

tolko_lastochka April 15 2011, 21:59:02 UTC
у нас был опыт занятий с педагогом по красноречию. сыну было лет 12 наверно, дочери 10 лет, ну и я тоже брала уроки для себя.
педагог - бывшая актриса драмтеатра лет 60-ти, на инвалидной коляске. я считаю, что очень талантливый педагог и увлеченный.
почему обратились к ней. (вышли на нее через газету).у сына речь отличалась невнятностью и монотонностью, и да, быстротой. причем это я сейчас начинаю понимать что когда он нервничает то речь превращается в скороговорку и делается совсем непонятной.
у дочери было легкое заикание которое к 10 годам уже усилилось и стало проблемой, но не хотелось ее фиксировать на проблеме заикания и думалось что уроки красноречия с постановкой голоса, дыхания, интонированием - то что надо. ну и я сама - тоже брала уроки. потому что лет с 10 на меня нашел "бзик" в виде страха речи - в школе при ответах на уроках я начала дико заикаться, просто не могла слов произносить (см. фильм "Король говорит") и вся дальнейшая моя жизнь выстраивалась на избегании ситуаций публичной речи (мне повезло в том смысле что я не наследная принцесса). а так по жизни я всегда нормально разговариваю, только монотонно малость."маломодулированная речь" - так говорят логопеды.И совершенно не умею читать вслух "с выражением" потому что не умею интонировать.Сын, кстати, тоже не умеет интонировать, он даже на точках и запятых не останавливается когда читает вслух.
Всего мы взяли по 15-20 уроков.
Результаты:
1. С сыном ей заниматься было очень тяжело. нужно было его раскачать на занятиях и это давалось с большим трудом. сын сам понимал что ему нужно заниматься речью. и что интересно - до сих пор, а прошло 10 лет, он занимается самостоятельно теми речевыми упражнениями, которые давались этим педагогом. занимается один, в своей комнате. надеется на то, что эти занятия улучшат его речь и он сможет общаться. там и речевая гимнастика, и скороговорки, и стихотворения.с этим педагогом все мы готовили свои "номера", отрабатывали, можно сказать, а точнее - репетировали и педагог выступала как режиссер. Костя "готовил" монолог Лжедмитрия. Этот диалог потом записали на кассету.Даже не знаю как оценить результат...С одной стороны - прогресс, радость и гордость. С другой стороны - столько было положено сил на этот результат...В этом есть какой-то элемент неоправданного насилия над собственной природой. Соглашусь с Батвой - это не тот путь. Главное затруднение с техникой речи не связано на самом деле, и не проходит от работы над техникой речи.
2. У дочери заикание не прошло а только усилилось. В речи усилилось напряжение - преодоление трудных звуков. Сама педагог признала что наверно тут нужен другой специалист. Потом еще 5 лет все делалось хуже и хуже, дошло уже до драматического уровня, когда даже дома слова переставали произноситься, все это - с невротизацией личности. Но слава богу - нашелся логопед, большой профессионал своего дела, после полугода занятий - острота проблемы ушла, восстановилось общение, логопед стала хорошим другом для дочери, они уже 4 года дружат(второй бабушкой)и я за дочь спокойна.
3. Для меня лично. Именно "репетированием" номера, а у меня был монолог Марины Мнишек, удалось на какой-то момент получить красивую выразительную речь, со звуком голоса посланнным куда надо, и мне запомнилось хорошо это состояние, когда речь освободилась и зазвучала. Здорово было. "Могу, значит".Наверно, это самое главное для меня было. Чтобы убедиться что могу.Опять же - вспоминаю фильм "Король говорит". Как там в конце фильма речевой тренер короля чуть не пляшет перед ним, чтобы речь короля прозвучала как надо. Было бы денег побольше, может и продолжила бы такие занятия и в итоге реализовалась в жизни полнее. Но если бы денег было побольше - я бы все-таки не стала их на себя тратить.
Спасибо вам за вопрос, кстати. Так живо мне все вспомнилось.

Reply

military_jane April 15 2011, 22:05:43 UTC
Спасибо Вам за столь подробный ответ. Фильм я, кстати, пока не смотрела, но очень хочу - всё нет времени и настроения.
У меня лично проблем именно с выдавливанием из себя слов нет, есть скорее боязнь выступлений перед малознакомой или незнакомой публикой, особенно молодой. Перед полным залом взрослых ответственных лиц я недавно неплохо отвыступала. Хотя там был очень важный момент - я говорила через переводчика (часть слушателей - иностранцы), и я для переводчика старалась говорить чётко, ясно и красиво (хотя она сама русская, и меня бы в любом случае поняла). Вчера тоже общалась через переводчика с группой - и опять же говорила вполне нормально (для себя). Что-то в этом есть... Надо думать :)

Reply

tolko_lastochka April 15 2011, 22:29:41 UTC
вот, кстати, что нужно - так это чувствовать аудиторию. а я одного собеседника - могу чувствовать, а аудиторию как одно целое - уже нет. а уж чтобы "держать" аудиторию, как это делает умелый оратор - это что-то недосягаемое. но я очень много сделала в плане избегания ситуаций публичных выступлений, и такой нужный и полезный навык не развился. если вы молоды - нужно набираться опыта, это поможет.я теперь знаю)

Reply

yorh April 16 2011, 08:09:28 UTC
>вот, кстати, что нужно - так это чувствовать аудиторию

Очень надеюсь, что можно обойтись без этого.
Что набор рекомендуемых приёмов захвата внимания даст, в среднем среднеожидаемый результат.

Ну, если чувствование совсем критично, тогда лучше заучивать приёмы, соответствующие разным состояниям аудитории,
а в зал садить своего человека на последний ряд, который будет своим чувствованием оценивать состояние аудитории и семафорными флажками показывать, что на эта тема залу интересна (стоит на ней задержаться), а эта - неинтересна (и стоит перескочить на анекдот).

Reply

military_jane April 16 2011, 08:23:02 UTC
Для меня пока основная цель - научиться хотя бы не бояться аудиторию и внятно ей доносить свои мысли :) О том, чтобы чувствовать и держать я пока и не думаю особо. Но всё впереди, наверно.

Reply

schredingerscat April 16 2011, 08:18:59 UTC
Как раз вчера посмотрела Король говорит :).
Даже вспомнилось по этому поводу, как я защищала диссертацию. Когда первый раз устраивали "репетицию" - это был тихий ужас. От волнения я слишком ускорилась, сбилось дыхание и через пару минут говорить стало больно в самом что ни на есть физическом смысле - приходилось каждую минуту отхлёбывать воды чтоб совсем не раскашляться. Потом я сама себя поднатаскала на то, чтобы правильно держать ритм. В конечном счёте на защите всё прошло без сучка без задоринки - правда, вопрос интонаций и т.п. там был не сильно критичен, вполне достаточно было проговорить ровно и чётко.

Reply

military_jane April 16 2011, 08:24:25 UTC
Помнится, в Университете мысль о том, чтобы рассказывать о своей работе группе преподавателй на защите, вызывала у меня такой ужас, что это, явно, была одна из причин, почему я ушла за полгода до диплома.

Reply

lovets_slov April 16 2011, 13:11:05 UTC
У меня первая апробация тоже была ужасной, но затем я вспомнила, чему меня учили когда-то в школе. Меня заставляли выходить на сцену и представлять себе, что зале никого нет, смотреть "сквозь людей". Благо, что одноклассники помогали и в зале была гробовая тишина. Вот и на защите, когда я справилась с первым приступом паники, я заставила себя думать, что я просто репетирую и вокруг никого нет. Когда мне задавали вопросы, я представляла, что кроме вопрошавшего и меня также никого нет, а сам человек далеко и не страшный. Я записывала вопрос полностью, затем читала (=улавливала смысл) и отвечала. С дикцией и интонацией проблем не было, я не один раз репетировала...
Хотя у меня большой опыт проведения и лекций и тренингов, на такой подвиг я готова только по ОЧЕНЬ большой необходимости (или за большие деньги), в противном случае - пристрели меня, Билл...

Reply


Leave a comment

Up