Новый год над Антарктидой

Jan 01, 2018 22:23

Этот Новый год я встретил в необычном месте - над Антарктидой. И хотя регулярных пассажирских рейсов над шестым континентом нет, полеты над Антарктидой четыре раза в год организовываются на Боинге-747 австралийской авиакомпании Qantas. Один из этих полетов по традиции выполняется в новогоднюю ночь.



Многие знакомые, узнав о моих планах встретить Новый год над Антарктидой, удивлялись: а что там можно увидеть ночью? На что я отвечал: «Представьте арктическую ночь в июне. Там никогда не темнеет. А декабрь в Антарктиде - то же самое, что июнь в Арктике». Иными словами, в декабре в Антарктиде - полярный день.

Полеты над Антарктидой выполняются из нескольких австралийских городов: традиционно это Сидней и Мельбурн, но некоторые рейсы стартуют из других мест: Перт, Аделаида, Брисбен и даже Хобарт в Тасмании. Как я говорил, в год организовываются четыре антарктических рейса, а используется для этого самолет Боинг-747-400.

Новогодний полет-2018 стартует в Мельбурне. Поскольку в расписании Qantas нет рейсов из Мельбурна на Боинге-747, самолет за несколько часов до старта «антарктической экспедиции» прилетает из Сиднея, взяв попутных пассажиров.



За час до отправления у выхода номер 11 мельбурнского аэропорта царит оживление. Играет живая музыка, желающие фотографируются с пингвином и фотографируют стоящий у телетрапа борт, который совсем скоро унесет нас в Антарктиду.



В этом году новогодний антарктический рейс выполняет самолет с бортовым номером VH-OEF. Это один из десяти Боингов-747 во флотилии Qantas, в обычной жизни выполняющий регулярные беспосадочные рейсы из Сиднея в Северную и Южную Америку, Африку и Азию.



17.30. Начинается посадка. Проходим в самолет. Небольшой салон в носовой части называется «ледовый класс». Места в нем считаются самыми престижными, и раскупаются в первую очередь. Но нам не туда.



За салоном «ледового класса» расположен салон бизнес-класса с компоновкой 2+3+2 кресла в ряду.



За этим салоном расположены еще три салона, но туда мы вернемся позднее. А пока поднимемся на верхнюю палубу, где расположен еще один небольшой салон. Мне повезло: мое место сегодня именно здесь.





Из этого салона можно заглянуть в кабину пилотов - на Боинге-747 она расположена на верхней палубе. В обычных рейсах летный экипаж огромного самолета состоит всего из двух пилотов, но «антарктический» экипаж усиливается еще двумя опытными командирами.



Вид в иллюминатор с высоты верхней палубы несколько непривычен.



18.00 - начинаем руление.

18.15 - взлетаем и берём курс на юг. С правой стороны бьет затрудняющее съемку солнце, но над Антарктидой мы будем постоянно менять курс, и получим возможность любоваться пейзажами шестого континента без помех.



После набора высоты в салон выходит командир нашего рейса Роб Мик, один из опытнейших пилотов Qantas, выполняющий антарктические полеты компании в течение последних пяти лет. Роб прошелся по салонам лайнера, приветствуя пассажиров и отвечая на их вопросы.



Кроме экипажа, на борту полярная команда. Исследователи Антарктики Ян Аллисон и Петер Аттард в течение всего полета дают комментарии по громкой связи.

Южный океан плотно закрыт облаками. Но беспокоиться по поводу будущих антарктических видов не стоит: для нашего рейса подготовлены девятнадцать маршрутов полета, из которых командир выбирает тот, где меньше всего облаков.



Полет от Мельбурна до кромки льдов занимает четыре часа. За это время мы успеваем вкусно поужинать, а потом для нас играет джазовая группа Shirazz.



22.00 - появляются первые льды.



22.45 - вот она, Антарктида.



Эта встреча с белым континентом для меня вторая: много лет назад я бывал в антарктическом круизе. Тогда мы прошли вдоль Антарктического полуострова и сделали несколько высадок на берег. В этот раз мы находимся в противоположной части Антарктиды - в районе моря Росса. Для удобства я обвел район нашего полета на карте:







Мы пересекли границу Антарктиды в районе земли Оатса, и теперь, снизившись до шести тысяч метров, движемся на юг вдоль берега моря Росса, над землей Виктории, открытой в 1841 году Джеймсом Кларком Россом.



Антарктида обычно представляется плоской белой пустыней. Однако на самом деле там множество гор, сильно «сглаживаемых» толстым слоем льда. Толщина льда на земле Виктории достигает двух с половиной километров. Места кажутся абсолютно необитаемыми, но в районе нашего полета находятся четыре полярных станции.







Среди снежно-горной пустыни выделяются ледники - похожие на замерзшие реки, почти застывшие потоки льда. Ледники - это «фабрики» по производству айсбергов.







По левому борту в море Росса просматривается одноименный остров, состоящий из вулканов Террор и Эребус. Действующий вулкан Эребус, высота которого превышает три с половиной километра, печально известен тем, что в 1979 году в него врезался самолет, тоже выполнявший антарктический рейс, только не из Австралии, а из Новой Зеландии. После этой трагедии подобные полеты были прекращены, и возобновились лишь в 1994 году.





Положение нашего самолета можно наблюдать на индивидуальном мониторе. Мы прилетели в Антарктиду по «правой» зеленой линии, а «левая» линия показывает кратчайший маршрут для возвращения в Мельбурн, который, впрочем, нам пока не нужен.



00.00 - с новым годом! Бортпроводники разносят шампанское и новогодние дудочки, звуком которых заполняется салон. Говорят, что как встретишь год, так его и проведешь. Я не возражаю.





Спускаюсь на палубу ниже и отправляюсь в первую прогулку наступившего года - по самолету. В небольшом салоне улучшенного экономического класса с компоновкой кресел 2+4+2 - спокойное умиротворение и тихие разговоры.



Из этого салона получаются лучшие фотографии с видом на крыло и двигатели.





В двух салонах экономического класса, наоборот, полно движения. Путешественники ходят, общаются, по очереди фотографируют через свободные иллюминаторы.



00.15 - пассажиры меняются местами. Это делается для того, чтобы у каждого была возможность насладиться видами Антарктиды через иллюминатор. Те, кто сидел у окна, перемещаются к проходу, и наоборот. В салонах, где центральная секция состоит из четырех кресел, более сложная схема перемещения.



Самолет периодически меняет курс и выписывает «восьмерки», чтобы одни и те же места могли разглядеть пассажиры с обоих бортов. Возникает удивительное ощущение, когда огромный Боинг-747, символ межконтинентальной авиации, выполняет роль экскурсионного самолета, облетая горы с разных сторон, чтобы их можно было лучше рассмотреть. Причем при всех этих маневрах пассажиры ни разу не испытали дискомфорта или чего-то похожего на перегрузку.





02.00 - курс на север. Спасибо Антарктиде за фантастическую погоду без единого облачка. Мы получили огромное удовольствие от созерцания снежных и ледяных пейзажей и сопутствующей этому атмосферы на борту. Теперь нам пора возвращаться в Мельбурн.



Некоторое время под крылом самолета тянутся ледовые поля, потом океан скрывается под слоем облаков. Самое время позавтракать, а то и подремать.



07.00 - снова здравствуй, Австралия. Первое утро нового года - пасмурное, что ничуть не смазывает впечатления от произошедшей встречи с белым континентом.

07.05 - мягко касаемся полосы мельбурнского аэропорта.



07.10 - заруливаем на стоянку, к тому же самому телетрапу, от которого тринадцать часов назад началось наше путешествие. Тепло прощаемся с теми людьми, которые это для нас создали: среди них и организаторы полета, и полярники, делавшие комментарии по ходу рейса, и прекрасные пилоты, и фантастически гостеприимный кабинный экипаж. Одним из последних из самолета вышел самый пожилой, 96-летний участник нашего путешествия, планирующий повторить такой полет.



Это был незабываемый полет, и отличный вариант встречи Нового года. Во всяком случае, в эту новогоднюю ночь я видел действительно очень много снега.

Желаю всем всего самого доброго в наступившем году!


Антарктида, авиа

Previous post Next post
Up