Уже не помню, что я делал в тот момент, но фоном шла передача о катастрофе огромного немецкого дирижабля «Гинденбург». Разумеется, у меня тут же возникло желание совершить полет на дирижабле, и уговаривать себя мне не пришлось.
Немецкий Фридрихсхафен - город, где в 1899 году началось строительство дирижаблей конструкции графа Цеппелина. В течение следующих трех десятилетий здесь были построены самые знаменитые пассажирские дирижабли, совершавшие как внутриевропейские, так и трансатлантические полеты. Сегодня Фридрихсхафен - мировой центр дирижаблестроения; здесь можно совершить полет на современном дирижабле и прикоснуться к истории этих удивительных воздушных аппаратов.
В музее истории «цеппелинов» во Фридрихсхафене воссозданы фрагменты гондолы и интерьеры 250-метрового дирижабля «Гинденбург», построенного в 1936 году и совершавшего регулярные пассажирские рейсы из Германии через океан, в Северную и Южную Америку.
Расстояние между Франкфуртом и Нью-Йорком огромные дирижабли «Гинденбург» и «Граф Цеппелин» преодолевали за два с половиной дня; полет до Рио де Жанейро длился пять дней. По тем временам это была фантастическая быстрота, ведь самые скоростные морские лайнеры тратили на дорогу из Европы до Нью-Йорка не меньше четырех суток. Билет на дирижабль стоил дорого: 400 долларов (эта сумма аналогична нынешним шести тысячам долларов), и все равно желающих воспользоваться воздушным путем через океан было немало.
Посетители музея имеют возможность подняться на борт воссозданной части гондолы «Гинденбурга», и немного ощутить себя трансатлантическими путешественниками прошлого.
Пассажиры размещались в двухместных каютах на верхней палубе (всего таких кают на «Гинденбурге» было двадцать пять). Каюты занимали среднюю часть гондолы; окон в них не было. Желающие лететь в одноместном размещении доплачивали примерно половину тарифа
Туалеты и душевая находились на нижней палубе.
По бортам верхней палубы располагались столовая и гостиный зал с открывающимися обзорными окнами.
В свой последний, 63-й полет «Гинденбург» отправился 3 мая 1937 года. На его борту было 97 пассажиров и членов экипажа. Судном командовал капитан Макс Прусс. Без происшествий преодолев Атлантику, утром 6 мая дирижабль пролетел над Манхэттеном, и отправился для совершения посадки в сторону базы Лейкхерст.
В то время в Германии безопасный гелий был в дефиците: единственным производителем этого газа были США, где действовало эмбарго на экспорт гелия. Поэтому в немецких дирижаблях использовался взрывоопасный водород. До поры до времени это не приводило к каким-либо происшествиям. Но 6 мая 1937 года во время приземления «Гинденбург» загорелся. Огонь в считанные секунды охватил огромный дирижабль, и на глазах многочисленных встречающих он рухнул на землю. Погибли 36 человек.
В музее можно увидеть некоторые сохранившиеся вещи с «Гинденбурга».
Катастрофа «Гинденбурга» положила конец регулярным пассажирским перевозкам на дирижаблях. А с развитием самолетов о дирижаблях как о транспортных средствах почти перестали вспоминать.
Капитан «Гинденбурга» Макс Прусс получил тяжелые ожоги, но остался жив. В дальнейшем он руководил франкфуртским аэропортом, до конца жизни оставаясь горячим сторонником дирижаблей. В пятидесятые годы Прусс пытался организовать сбор средств для возобновления строительства дирижаблей, но идея не получила поддержки.
Капитан «Гинденбурга» не дожил до тех дней, когда его мечта получила воплощение: в девяностые годы во Фридриксхафне снова начали строить дирижабли. Проект получил название Zeppelin NT («новые технологии»). На днях я побывал там и совершил полет на одном из четырех построенных дирижаблей.
Дирижабли этого типа используются для туристических полетов, но, кроме того, они нашли свое применение в научных исследованиях атмосферы, а также иногда привлекаются для наблюдения за дорожным движением. Длина нового «цеппелина» меньше, чем у их знаменитых предшественников - всего 75 метров, зато новые дирижабли за счет вращающихся в разных направлениях винтов обладают исключительной маневренностью. В качестве несущего газа используется безопасный гелий.
При хорошей погоде «цеппелины» выполняют несколько полетов в день по разным маршрутам в районе Боденского озера. Продолжительность полета варьируется от получаса до двух часов.
После регистрации билетов и подробного инструктажа по безопасности четырнадцать счастливчиков проходят на посадку в дирижабль: именно столько мест в гондоле «цеппелина». Самым сложным моментом является сама процедура посадки: дело в том, что порыв ветра может опрокинуть дирижабль, и находиться рядом с ним небезопасно. Поэтому пассажиры собираются на расстоянии от места посадки, а затем в хорошем темпе, попарно, под руководством наземного персонала, проходят к дирижаблю и садятся в него.
В пассажирской гондоле четырнадцать удобных кресел, плюс места для пилота и стюардессы.
Пристегиваемся и взлетаем. Под нами остаются огромный ангар для «цеппелинов», взлетно-посадочная полоса местного аэропорта, и открывается вид на Фридриксхафн и Боденское озеро. Сегодняшний полет пройдет вокруг озера и займет два часа.
Стюардесса дает пояснения на немецком и английском языках. Первый городок, над которым мы пролетаем - Лангенарген.
Дирижабль пилотирует Катерина Боард, единственная в мире женщина - пилот дирижаблей. После полета мы интересно с ней побеседовали. Помимо прочего, Катерина выразила сожаление, что уже который год не может побывать в Санкт-Петербурге: хочется попасть туда летом, а именно тогда у пилота дирижабля больше всего работы.
После набора высоты пассажиры могут спокойно гулять по гондоле.
Линдау-ам-Зее - последний немецкий городок; дальше начинается Австрия.
Полет на дирижабле очень комфортный: плавный и почти бесшумный. По крайней мере, в пассажирской гондоле шум винтов почти не слышен. Zeppelin NT может развивать скорость до 125 километров в час, но при полетах с туристами скорость дирижабля вдвое меньше. Дальность такого дирижабля - тысяча километров. То есть современный дирижабль мог бы за восемь часов выполнить беспосадочный полет от Москвы до Ростова-на-Дону.
В черте города Хард в озеро впадает река Райн.
Тем временем стюардесса разносит по гондоле напитки: воду, соки, и, конечно, соответствующее случаю шампанское. А мы подлетаем к территории Швейцарии, соблюдая принятую высоту полета около четырехсот метров.
Под нами дружно едут велосипедисты. Привет, велосипедисты! Видите нас? Мы летим над вами на дирижабле.
Люди загорают на траве, а мы летим над ними на дирижабле.
Люди купаются, а мы летим над ними на дирижабле.
Под нами - Романсхорн, небольшой швейцарский городок.
Снова мы над Германией, и пролетаем над городом Констанцем, неподалеку от которого находится курортный остров Майнау.
Pfahlbaumuseum - музей, где под открытым небом стоят реконструированные постройки береговой линии Боденского озера, начиная с каменного века.
Тень нашего «цеппелина» летит на паромный причал в Меерсбурге.
Редкое для других мест планеты явление - встречный дирижабль. Можно помахать пассажирам другого дирижабля рукой, благо скорость позволяет успеть это сделать.
Два часа пролетели незаметно, пора снижаться. Наш дирижабль плавно приземляется на ту же площадку во Фридрихсхафене, откуда производил взлет.
Для швартовки дирижаблей оборудованы специальные мачты. Но сейчас наш «цеппелин» ожидает следующая группа, и для быстроты «перепосадка» производится без швартовки. Катерина аккуратно подводит дирижабль к земле и «зависает» у самой поверхности. «Цеппелин» чувствителен к изменению веса гондолы, поэтому смена пассажиров происходит так: двое вышли - двое зашли, и так пока не сменятся все пассажиры.
Затем дирижабль резво взмыл в воздух, и вскоре скрылся из вида.
Это был мой первый, но, надеюсь, не последний полет на дирижабле, и я с удовольствием рекомендую такой полет всем. Все-таки дирижабль - чудесный вид транспорта: плавный, тихий, неторопливый, и… какой-то душевный. Рад, что дирижабли, несмотря ни на что, существуют.