На Як-40 из Вологды в Санкт-Петербург и обратно

Nov 11, 2015 00:50

Самолеты Як-40 уже почти не встретишь на регулярных рейсах. Строившиеся в Саратове с 1967 по 1981 год, эти небольшие самолеты с тремя реактивными двигателями до начала 90-х годов активно использовались по всему Советскому Союзу. Неприхотливые к длине и покрытию взлетно-посадочных полос, Як-40 летали по многочисленным линиям небольшой протяженности. Высокая тяговооруженность самолета позволяла ему без проблем взлетать с высокогорных аэродромов. Впрочем, высокий расход топлива (из-за чего одним из прозвищ самолета стало «истребитель керосина»), допустимый в условиях советской экономики, в постсоветское время сделал эксплуатацию Як-40 нерентабельной.



Вологодское авиапредприятие продержалось дольше большинства компаний, эксплуатировавших Як-40. Но в июле 2012 года из-за больших убытков эксплуатация Як-40 (единственного типа, обслуживавшего в Вологде регулярные рейсы), была прекращена. В течение двух последующих лет авиапредприятие занималось только заказными вертолетными работами, пока летом 2014 года не появилась возможность с помощью государственной программы развития региональных перевозок возобновить полеты на Як-40 из Вологды: сначала в Москву, а потом и в Санкт-Петербург.

Так получилось, что, находясь в Вологде, мне понадобилось ненадолго вернуться в Санкт-Петербург. И здесь очень пригодилось регулярные рейсы Як-40, которыми я с большим удовольствием воспользовался.

Вообще в Вологде, похоже, уже забыли о возможности летать из своего аэропорта. Те жители Вологды, которые предпочитают самолет, уже привыкли пользоваться аэропортом Череповца, до которого из Вологды два часа на машине, и откуда выполняет рейсы компания «Северсталь». Загрузка самолетов, летающих из Вологды, пока не очень большая.

Северное ноябрьское утро. В пустынном вологодском аэропорту идет регистрация на рейс до Санкт-Петербурга. Других рейсов сегодня нет.



Аэровокзал сохранился с советского времени почти без изменений. Кассы, междугородные телефонные будки, закусочная. Но ничего из этого не работает: из Вологды выполняется всего семь рейсов в неделю, четыре в Москву и три в Санкт-Петербург, и людей в аэровокзале бывает мало. Открыто одно окошечко, выполняющее роль кассы, справочной и места регистрации пассажиров на рейсы. Посадочные талоны выписываются вручную.





Рядом с аэровокзалом стоят два Як-40 с бортовыми номерами RA-88251 и RA-87966. Последний имеет 13-местную вип-компоновку, и предлагается Вологодским авиапредприятием для выполнения заказных рейсов.



Пассажиров всего восемь человек. К нашему удивлению, нас ведут к 13-местному вип-самолету. Сегодня в Петербург полетит именно он.



Як-40 RA-87966 - 1978 года выпуска. За свою жизнь он сменил несколько авиакомпаний, а с 2014 года обосновался в Вологодском авиапредприятии. Как я говорил, он используется на заказных рейсах, и, по словам местных жителей, иногда возит губернатора. В самолете два салона: хвостовой на 9 мест и носовой (где обычно летит главный пассажир с ближайшими сопровождающими) с четырьмя креслами.





Точно по расписанию, в 08.10, выруливаем на полосу. Короткий разбег, и наш Як-40 в небе.



Полет до Санкт-Петербурга длится около полутора часов. Приветливый экипаж, приятные попутчики (с которыми мы посокрушались, что летим в таком салоне и без коньячка), большие кресла, ну и само ощущение, что летишь на славном историческом типе самолета - все здесь доставляет удовольствие от полета. Конечно, раньше, когда Як-40 не был такой редкостью, мне приходилось не раз на нем летать. Но тогда это было обыденностью, а сейчас это праздник.









Заходим на посадку в Пулково. Здесь такая же, как в Вологде, хмурая погода. Но это, в конце концов, ноябрь, и это северные уголки планеты. Чего же хотеть от погоды в этих местах в такое время?





В общем, это было хорошо.

А на следующий день я полетел обратно в Вологду.



В этот раз за нами прилетел «регулярный» Як-40 с бортовым номером RA-88251. Построенный в 1977 году, этот самолет сначала эксплуатировался в Волгограде, а затем в Хабаровском крае, в небольшой авиакомпании «Хабаровские авиалинии», осуществляющей местные краевые перевозки. Буквально месяц или два назад его получило Вологодское авиапредприятие.

Як-40 в Пулково рядом с Боингами и Аэробусами смотрится как инопланетянин. Пассажиров снова немного - десять или одиннадцать. С некоторыми из них мы вчера летели из Вологды.



В этом Як-40 - 32-местный пассажирский салон, близкий по компоновке к классическому варианту.





Взлетаем уже в сумерках. Как и на пути туда, в самолете приветливый экипаж, а уютный классический салон Як-40 мне нравится не меньше, чем вип-вариант.





Через полтора часа приземлились в Вологде. Здесь уже выпал снег.





Прилетать снежным вечером в тихий вологодский аэропорт на Як-40 - это как-то… уютно. Кто знает, доведется ли мне еще полетать на Як-40, но эти два полета были приятными и несли добрый, очень душевный заряд. Спасибо, что эти рейсы еще есть.



авиа

Previous post Next post
Up