На фотографии Андрея Стасюка теплоход «Василий Чапаев» стоит на якоре напротив пансионата «Наследие», что почти в четырехстах километрах от устья Вятки.
Было это утром 7 мая, ну а мы вернемся в утро предыдущего дня.
В прошлый раз я писал о том, что стоянка у места запланированной стоянки у Буйского моста оказалась невозможной из-за затопленной подъездной дороги. Поэтому утром «Чапаев» зашел в затон поселка Медведок, где ошвартовался у бывшего причала нефтебазы. А по пути наметили еще один вариант на будущее - причал в поселке речников Аркуль, что чуть ниже по течению. Причал в Аркуле хороший, но ехать до Уржума оттуда дальше, чем из Медведка.
После встречи в Медведке участники круиза разместились в автобусах и отправились в Уржум, что в 40 километрах от этого места. И у принимающей стороны, и у нас автобусы в Уржуме были настоящей головной болью, но в конечном итоге получились три мягких микроавтобуса Volkswagen Crafter и три ПАЗика (менее комфортабельных, но более просторных).
В Уржум нечасто приезжают большие группы туристов, но встретили нас хорошо.
Мы посетили мемориальный музей С.М. Кирова, детство которого прошло в Уржуме…
… краеведческий музей (в котором некоторые экспонаты можно примерить на себя, что и делает на следующей фотографии директор круиза Наталья Семяннова)…
… Свято-Троицкий собор, с колокольни которого хорошо виден город и окрестности, а женщина-звонарь разрешает всем желающим позвонить в колокола.
В конце экскурсии мы собрались на живописном холме на выезде из города. Там делались групповые фотографии участников рейса, правда не на мой фотоаппарат, но одну из фотографий позднее обязательно опубликую.
Прощание в Медведке с нашими экскурсоводами было теплым и трогательным. Они побывали на теплоходе (и он им очень понравился), а потом провожали нас.
Выход из затона в Медведке для судна наших габаритов - задача непростая. Затон очень узкий, и мест для разворота, чтобы вернуться на основной судовой ход, всего одно-два. Да и те не балуют оперативным простором.
Разворачивались практически на месте, нос и корма при развороте находились всего в нескольких метрах у берегов. Качественная и слаженная работа капитана и третьего штурмана, хорошо чувствующих судно; впрочем, такой маневр командиры «Чапаева» выполняют не в первый раз. Очень похожий разворот в узком месте приходится совершать при заходе в порт Белозерска.
После разворота к нам пристроилась «Морянка».
Через некоторое время показался Буйский мост. Рядом с этим мостом и должен был первоначально стоять «Чапаев».
Причал на левом берегу (справа по ходу судна) выглядит неплохо, вот только находится он сейчас практически на острове, отрезанный от всех дорог.
Причал на правом берегу (слева по ходу) - еще один запасной вариант, но от него к трассе на Уржум ведет слишком крутая и плохая дорога.
Остаток дня шли вверх по разлившейся живописной Вятке.
Заночевали у села Ключи. Решили встать на якоря почти на час раньше наступления темноты, поскольку стояли перед выбором - продолжать движение до следующего удобного места для рейда, проходя длинный опасный участок в сумерках, или отложить этот участок на утренний рассвет с гораздо лучшей видимостью. Выбрали второе, тем более что имелся запас по времени.
А назавтра перед нами стояла очень нетривиальная задача: подход к берегу у пансионата «Наследие» близ села Петропавловское. Дно заранее протралили путейцы, но место подхода было очень неудобным: затопленный пляж (хорошо хоть не каменистый, как на следующей стоянке в Потрепухино). Этот пляж весной представляет собой ровную мель глубиной полтора метра, при осадке «Чапаева» метр шестьдесят. Попросили путейцев найти и подготовить понтон и расположились на ночной стоянке на якорях.
Настал следующий день.
В восьмом часу утра показалось «Наследие». Путейские катера уже ждали нас вместе с понтоном. Но предложенная ими схема действий нам не понравилась: по предложению путейцев, «Чапаев» должен был подойти как можно ближе к берегу и упереться в отмель, а если расстояние до берега окажется слишком большим для высадки пассажиров, то они впихнут между нами и берегом понтон.
С таким предложением мы никак не могли согласиться. Особенно непонятна была процедура установки понтона между берегом и стоящим рядом теплоходом. Поэтому сначала мы попросили путейцев закрепить понтон у берега с тем, чтобы «Чапаев» мог к нему подойти. Но, поняв, что это займет много времени, которого, несмотря на запас, может не хватить, предложили подогнать понтон к нашему левому борту, чтобы мы подошли к берегу уже с ним. На том и порешили. «Морянка» отправилась за понтоном, а мы встали на якорь ждать.
Подход «Чапаева» к Петропавловскому запечатлел фотограф Андрей Стасюк, любезно предоставивший нам свои фотографии. Публикую несколько из них. Как это выглядело с берега. «Чапаев» подходит:
«Чапаев» на рейде, а «Морянка» пошла за понтоном:
Теперь пара фотографий с борта: «Морянка» возвращается с «добычей».
И снова несколько фото Андрея Стасюка:
Швартовка к берегу заняла некоторое время, но все же была закончена раньше расписания. Фотографии с борта:
На территории «Наследия» нас уже ждали автобусы. Участникам круиза предстоял очень насыщенный день: экскурсия по Советску, затем экскурсия по Котельничу. Об этом я расскажу в следующий раз.