Поскольку страсти по "Аватару" в ленте до сих пор не утихают - позволю себе ещё одну короткую заметку на эту тему. Как я уже писал ранее - фильм детский, инфантильный. Но есть в нём один очень серьёзный момент, связанный с полной реальностью творящегося там детства и инфантильности.
Любой культуролог, антрополог расскажет, что для примитивных племён нет никакой границы между реальностью и выдумкой. Ну, конечно, не в прямом смысле - речь о том, что боги и герои, духи и давно почившие предки находятся не где-то там, в выдуманном мире. И даже не в магической псевдореальности, выдуманной цивилизованными недоучками - "это работает, если в это сильно-сильно поверить". Нет! Для среднестатистического дикаря Мумбо-Юмбо рассказ у костра про основателя их племени, женившегося на могучем животном, от какового союза родились все нынешние представители племени - абсолютная и неопровержимая реальность.
А для современного человека - уже нет. Мы чётко различаем сказочный мир и реальный мир. Никто не пинает за зоофилию народные сказки и древние мифы, хотя там через раз заключаются браки с животными. Никто не ругает за предательство "своих" во имя любви к представителю "чужих" того же Шекспира - "Ромео и Джульетту" читаем, читаем. Никто не ищет в ужасных и по-настоящему жестоких - вы почитайте тех же братьев Гримм - но якобы "детских" сказках прошлого неких таинственных попыток внедрить читателям ужасную нечеловеческую программу.
Потому что это - "ненастоящее". Это аккуратно вынесено за границу сознания. Дикарь бы отнёсся к происходящему в любой сказке очень серьёзно - да что там, мифы и есть тексты, совершенно серьёзно воспринимаемые как исторические свидетельства.
И тут приходит Кэмерон. И запихивает всех своих современных, цивилизованных зрителей в шкуру того самого дикаря. Делает сказку частью реальности. Стирает границу. Зрители смотрят сказку с того ракурса, с которого обычно привыкли смотреть на реальность.
Естественно, недалёких зрителей плющит и таращит. На то и рассчитано.
Патриоты, портянколюбы и прочие обыватели, которые вообще очень близки к животным, это дело почуяли безошибочно. В принципе, цивилизация научила их различать реальность и сказку по внешним признакам - ежели находится в сборнике "Сказки", то это сказка, а ежели там автоматы и вертолёты, то это по-настоящему. И если на сказки они научились смотреть снисходительно - понимая, что это "ненастоящее" - ко всему, что _в их представлении_ реально, относятся со звериной серьёзностью. Даже если это выдуманный конструкт типа "Родины".
Вот эти ребята рассаживаются вокруг костра и давай рассуждать - мол, Мутамба из древнего мифа обидел Великую Рыбу, угостив плохой едой, и теперь каждый год река разливается и нас затапливает. Так давайте кидать вкусной еды в воду для Великой Рыбы, чтобы река не так сильно разливалась. И сидят спорят, рассуждают, ругаются...
А всего-то и нужно было, что убрать метки "правда-неправда", заботливо расставленные системой общего образования для таких вот дикарей. Понятно, что Проппа никто из них не читал, они даже не знают, кто это такой. Но то, что они читали обычные сказки и воспринимали их без истерики, а увидев точно такой же сказочный сюжет, перенесённый в другие декорации, вдруг задёргались - это доказательства их полной неспособности к абстрактному мышлению.
И о том, как правильно воспринимать фильм. Вот его большинство зрителей смотрит с точки зрения людей. А нужно не так. Этот фильм - миф, который рассказывают маленьким на'ви. Про уничтожение древней святыни - огромного дерева. Про былинного героя Жейскули, племя которого враждовало с на'ви, но он влюбился в прекрасную синехвостую девушку и решил помочь ей и её соплеменникам. Про то, как он совершил великий подвиг, до него совершавшийся всего несколько раз за всю историю на'ви - оседлал огромного ящера и стал Турук-Макто. Про то, как он сменил тело, чтобы жить в новом племени со своей любимой.
Полный традиционный набор - страшное событие, великий подвиг, эпическая битва, замуж за оборотня... Открываете "Мифы народов мира", тыкаете пальцем наугад и находите в любом древнем предании. Потому что культурология. Потому что структурализм. Потому что морфология сказки.
Только не для людей и не про людей. Просто "Сказки народов мира" расширились до "Сказок народов вселенной".
Ну теперь-то понятно?