Широта души.

Dec 11, 2009 02:07

В который раз с удовльствием перечитываю Конан Дойля. Внезапно подумал о том, что безвозвратно ушёл в прошлое институт зевак - не только тех очевидцев, которые останавливаются поглазеть на нечто, случившееся поблизости, а таких махровых, продвинутых зевак. Которые, прочитав в газете о некоем событии - отправляются на место происшествия, смотрят, слушают рассказы других - а какой-нибудь доброхот непременно там рассказывает, где, что и как было совершено...
В нынешнее время, эпоху массовой информации, такое даже сложно представить. Да и времени у людей стало определённо меньше, даже у тех, у кого его много - стали тратить его иначе. Неторопливые люди, неспешная эпоха...

Но написать хотел не об этом.

Вообще добрые старые времена, воссозданные в классической литературе, всегда склонны вызывать скорее симпатию. Хотя все мы помним о том, что Англия нещадно эксплуатировала и труд, и колонии, или что всякая там французская драматургия - она рядом с описанной тем же Гюго безысходной жизнью на дне общества.

При всём при том, отечественный хруст французской булки, оплаченный жизнями крепостных рабов, такого доброго отношения не порождает.

Первый ответ - типичный, дескать, это всё русофобия, отсутствие патриотизьму и прочее "хорошо там, где нас нет". Но это, по сути, констатация факта. А причина, причина в чём? Почему в одном пласте литературы есть старые добрые времена, а в другом их как бы и нет? Внимательное прочтение разнообразных классиков сообщит нам об одном простом различии - если там хорошее и плохое сосуществуют, то здесь хорошее и плохое взаимосвязаны. Если мы полезем ещё глубже, то обнаружим - интеллектуалы местного разлива, писатели в частности, либо искренне не любят происходящее здесь, либо искренне любят всё происходящее здесь. Именно всё - включая "свинцовые мерзости жизни", без которых не было бы некоторой любимой ими части.

Очень хорошо товарищ Пуффинус уже писал на тему Духовности ™. Широта Души ™ проистекает оттуда же и выражается именно в системной неспособности отделить зёрна от плевел. Если помните, было у меня несколько статей на тему национального характера ( 1, 2, 3), которые коротко описывают русский менталитет - восприятие идеала и порядка, как нормы, отсюда установление справедливости даже в ущерб себе, цивилизация, прошитая на глубинном уровне. Однако, не столь сознательные личности, имеющиеся всегда и повсюду в большом количестве, создают различные суррогаты цивилизованного поведения - понятные для них, но притом выгодные или хотя бы не такие обременительные, как оригиналы. Так возникает Духовность ™, Патриотизм ™, Широта Души ™ и прочие подобные пакости.

Теперь вернёмся к нашим писателям. Те, которые не любят происходящего здесь - ясное дело, ничего хорошего о нём писать не станут. В их творения искать нечто "старое доброе" бесполезно. Те же, которые любят всё по своей Широте Души ™ этим "старым добрым" стараются представить непременно кондовость, грязь, гнусь, невежество и преступление. Что с их точки зрения, конечно, таким "старым добрым" действительно является - но у читателя обычно вызывает неприязнь. Либо не вызывает - и мы получаем новое поколение таких вот писателей-патриотов, производящих всю ту же продукцию.

Здесь же таится ответ на вопрос - почему это в просвещённой Европе могут хранить историю и уважать исторических деятелей вне зависимости от их действий (разве что, пожалуй, Гитлер выбивается из общего списка, да и то... Поглядим лет через сто, что с ним будет), а у нас непременно сносят памятники под корень, всё взрывают и книжки переписывают. А вот как раз потому. Потому что нет разделения на хорошее - которое стоит сберечь и приумножить - и плохое - которое следует бичевать или высмеивать. И здесь же возникает начало "Особого Пути ™" России - общий слаженный путь западных стран к "общечеловеческим ценностям" это ведь как раз и есть та самая попытка сберечь и приумножить только хорошее из всего накопленного опыта общественного развития. Насколько она удалась, что ей мешает - это вопросы отдельные, мы смотрим на истоки.

Вот, кстати, сталинские времена можно вспомнить не только с точки зрения технической модернизации, но и культурных преобразований. Всё это перетряхивание и подшивание истории, вытаскивание персонажей на свет, "А кто ещё из царей, кроме Петра Первого, был за коммунистов?" и т.п. - оно как раз и есть попытка построить вектор движения по положительному курсу. К сожалению, в конечном счёте опять скатились в Патриотизм™, и теперь это выглядит как "Побреем всем бороды, братья и сёстры, потом истово помолимся - так и модернизацию сделаем, и с колен подымемся!".

Так вот, старые добрые времена могут существовать только там, где существует различие доброго и злого. Там, где доброе и злое сливается воедино, а слияние их становится государственной идеологией - конечно, никаких старых добрых времён не будет. Просто нечего будет из прошлого описывать, кроме водки да плётки. А и захоти ты написать о чём-нибудь хорошем - Широта Души ™ аудитории даст о себе знать непременным истолкованием: "Ну ежели он пил да гулял и был великим, как написано, так значит чтобы стать великим надобно пить-гулять!"

Бороться, конечно, можно, но только комплексно - это как с капитализмом в принципе: пока воробуржуям выгодно и удобно врать да воровать, делают они это; пока Духовность и Широта Души дают возможность для преступлений и самооправдания - будут ими пользоваться.

Мысль

Previous post Next post
Up