Индиана Джонс и королевство хрустального черепа

Jan 09, 2009 23:56



Спилберг - гений, запомните и запишите.
Гениальность его не в технике или смысле, хотя и это тоже присутствует. Гениальность его в том, что он абсолютно точно транслирует в свои фильмы существующие культурные коды, делая, так сказать, слепок эпохи.
Что же касается указанного фильма - могу представить, что именно в первую очередь заметили в нём искушенные зрители. Наверняка магнитное поле диаметром в десятки метров, коммунисты с балалайками, выплясывающие гопака и - конечно, конечно! - спасение от ядерного взрыва в холодильнике ("Гражданин судья, сижу я, значит, в тумбочке..."©).
Так вот - это всё смотрится как стеб. Давно я не видел таких душевных фильмов - душевных в том смысле, что артистам нравится в них играть. То есть видно, что артист натуральным образом сам веселится в процессе съемки. Такое я видел только в старых советских фильмах-спектаклях - в первую очередь, конечно, "Принцесса Турандот", "Женитьба Фигаро" с Мироновым, "Труффальдино из Бергамо"... Умели, умели. А вот нынче и Спилберг сподобился. И когда глядишь - понимаешь, что в общем-то это никакая не фантастика, и не приключения, а натуральная буффонада. И режиссёр это знает, и артисты это знают, и все они на площадке прикалываются вовсю. И если вы приглядитесь, оцените, как тонко сбивается накал пафоса в особо серьёзных сценах - вы согласитесь.
Кстати серия "Жанровых кино" - страшное, эпическое, супергеройское и т.п. - она примерно такая же, но в ней нет ограничений на шутки ниже определённого уровня, поэтому и качество совсем другое. А тут фильм такой выдержанный, строгий, практически семейное кино.
Но-таки главное в фильме - вовсе не это. А то, с чего я начал - то, что Спилберг вложил в сюжетную канву от начала до самого конца. Этой подспудной идеологией пронизано сейчас всё западное общество.
Во-первых, это ненависть к знаниям и страх перед ними (я бы сказал, ненависть, проистекающая из страха). Во-вторых, это практичность.
С чего начинается фильм-то?
С того, что Плохие Парни ™ (и Плохая Тётка ™, о которой разговор отдельный) пытаются добраться до Знания. И этим уже придают Знанию негативное значение. Потому что Хорошие Парни ™, омериканчеги - они спрятали контейнер со Знанием от греха подальше и никому не показывали. Мол, не надо нам этого Знания, пусть оно на складе полежит.
Чем заканчивается фильм?
Тем, что Плохие Парни все погибли в погоне за Знанием, а Плохая Тётка, Знание это заполучив, аналогично погибла - уже от него. "Во какая опасная штука эти Знания" - кагбе говорит нам идеология. И тут, между прочим, трюк с холодильником обретает совершенно новое, необычное значение - если ты не знаешь, что холодильник не спасёт тебя от ядерного взрыва, то твоё незнание тебя и убережёт! Молитесь, поститесь, веруйте - и ядерный взрыв для вас ничего не будет значить.
Возникает естественный вопрос - а разве сам Индиана Джонс не занимается знаниями? Он вроде как профессор, преподаватель университета, крупный специалист-практик..
Во-во. Практик. Плюс к тому - шпион. Призадумайтесь - знание криптографии, множества языков, обычаев разных стран... Скажите, вы уверены, что он сначала профессор, а потом шпион - а не наоборот?
Знание доктора Джонса не столько Знание (которого жаждет Плохая Тётка), сколько Опыт. Или даже Навык. Так-то. И когда он говорит сидящим в библиотеке студентам "Сидя в библиотеке вы ничему не научитесь" - это не только шутка в контексте его бесшабашной поездки на мотоцикле. Это ещё один прозрачный намёк на то, что можно - и чего нельзя.
А что же можно сказать о Плохой Тётке™? О, у неё совсем другое знание. Причём она не просто противник доктора Джонса - она абсолютный антагонист. И противопоставляет практическому, ощутимому знанию археологии - не какую-нибудь, скажем, гуманитаристику, а и вовсе парапсихологические экивоки, по сравнению с которыми даже фундаментальная наука может считаться результатом эксперимента.
Ох, да, забыл. По поводу Плохой Тётки ™. Знаете, почему тётка? Это ещё один символический слой. Потому что Знание пассивно, не агрессивно, в отличие от практики оно стоит либо высоко над ним, либо следует за ним (в экспериментах), но в любом случае находится в стороне от так называемого Настоящего Дела.
Через весь фильм тянется это сражение - между практикой науки, доходящей до беганья по подземельям с кнутом, и фундаментальной теорией, доходящей до глобальных уфологических гипотез. И поразительно, что выигрывает сражение всё-таки фундаментальная теория - потому что смехотворная по мнению практика Джонса идея об инопланетянах оказалась полностью подтверждена.
Но одно дело - выиграть сражение, и совсем другое - интерпретировать этот факт. И интерпретируется он в том ключе, о котором я написал выше - да, действительно, Знание оказалось право. Но оно - опасно и смертельно. И поэтому вам не следует гнаться за Знанием, лучше довольствуйтесь практикой.
И что же предлагает нам фильм взамен Знания? О! Эта идея полностью раскрыта в восхитительной сцене погони и фехтования на машинах. Сцена пронизана столь глубоким символическим наполнением, что я могу лишь ещё раз подчеркнуть гениальность создателей фильма. Такой символизм даже Бодрийяру не снился.
Итак, Хороший Парень™, юный балбес, не окончивший школу разгильдяй-байкер - со стороны капитализма. Плохая Тётка ™, награждённая четырьмя орденами, специалист, мастер клинка - со стороны коммунизма. И Тётка - побеждает! Понимаете? Дважды коммунизм побеждает - один раз с помощью Знания, когда оказывается прав относительно происхождения черепа и связанных с ним вещей. Второй раз - с помощью Оружия, на клинках, с учётом того, что байкер до этого постоянно хвастался своим умением владеть ножом. Уверен, зрители ждали его победы, да и я, каюсь, ждал - но режиссёр оказался мудрее и выше нас.
Итак, две победы обычные, и за ними фоном следует третья - это победа старшего поколения над младшим, потому что баблес олицетворяет ничего не знающую и не умеющую молодёжь, а Тётка™ - прожженных профи с полувековым стажем. И вот капиталистический балбес остаётся висеть на лиане, а машина с победившим коммунизмом уносится вперёд, к светлому будущему. Он понимает, что безнадёжно отстал и вряд ли уже догонит. Проигрыш. Провал. Фейл.
Следующие несколько кадров стоят всего фильма. Юный балбес оглядывается по сторонам в призрачной надежде хоть как-то ликвидировать своё отставание. Хотя и зрителю, и ему самому очевидно - это невозможно, слишком велик разрыв. Но на соседней ветке сидит обезьяна и задумчиво глядит на героя. Кагбе намекая, с кого нужно брать пример.
И лицо героя озаряется дивным просветлением.
Занавес!
Дальше герой, разумеется, методом Тарзана скачет с лианы на лиану, следом по ветвям скачут его новые хвостатые друзья и помощники. Благодаря этому он не только настигает Тётку™, но и ухитряется забрать мировое лидерство переходящий череп (разумеется, пока обезьянки её отвлекают - смысл этого символа, думаю, вам понятен и без объяснений).
Вот это всё и содержит культурный мессидж современного Запада, гениально продемонстрированный Спилбергом в новом фильме. Неооптимизм и неокретинизм ©. Знания - говорит нам современная западная культура - это опасно и плохо, даже если они несут правду и силу, они всё равно опасны, избегайте их. Лучше прыгайте по лианам - и всё у вас получится!
Фильм заслуживает "Оскара", ящитаю.

Культпросвет

Previous post Next post
Up