Как я имел несчастье убедиться - представление наших сограждан (даже вполне политически активных и левых) о марксизме, к величайшему сожалению, остаются на уровне "мойша напел".
При возникновении вопроса о "капиталистической эксплуатации по Марксу" большинство радостно ответствует "подлый капиталист злобно отнимает прибавочную стоимость у рабочего - чем и осуществляет оную эксплуатацию". "Вот если бы капиталист платил "справедливую цену..." - как-бы говорят они нам.
Услышав всё это, радуются либералы, либерасты и прочие защитники капитализма.
Во-первых, им просто нужно даказать, что цена, которую платит капиталист рабочему - она справедлива.
И, во-вторых - "принципиально отличным от других типов зависимости является зависимость от другого человека". А вы с вами сказали, что зависимости нет - просто есть чисто экономический спор.
"Как делить прибыль".
Правда ли это? Посмотрим.
К счастью времена существования догматических и начётнических (о как!) преподавателей МЛФ кое-кому из них удалось вбить в мою тупую голову.немножко знаний по данному вопросу.
Маркс утверждает, что рабочий при капитализме при найме на работу продаёт не свой "труд" - и ни в коем случае не "произведённый им товар" (Вы такое где-нибудь на заводе видели?). Работник продаёт свою рабочую силу - т.е. свою способность созидательно трудиться.
Что значит "продаёт"? - Это значит, что капиталист получает возможность распоряжаться рабочей силой работника.
Т.о. получается, что рабочий отказывается (пусть временно) от свой свободной воли - уступая её капиталисту - за некоторую сумму заработной платы.
И вот это и является базой для определения капиталистической эксплуатации.
Вот что пишут по этому поводу специалисты:
Отчуждение труда
Главный конфликт капитализма Маркс определил для себя еще до того, как приступил к интенсивным занятиям экономикой. Собственно, стремление объяснить его и было важнейшим побудительным мотивом к таким занятиям. Проблему, ставшую центральной в его творчестве, Маркс четко сформулировал, когда ему было 26 лет, в работе, известной под названием «Экономико-философские рукописи 1844 года». Это была проблема отчуждения труда.
«Отчуждение» - понятие гегелевской философии. Непосредственно Маркс заимствовал его у своего современника немецкого философа-гегельянца Л. Фейербаха, который использовал это понятие при анализе религиозного сознания. По Фейербаху, религия - продукт творческого воображения человека. Но, будучи однажды придуманными, боги затем начинают «жить» собственной жизнью - становятся предметом веры, обретают своих служителей; те в свою очередь организуются в церковную иерархию, обзаводятся землями, имуществом и банковскими счетами. В результате религия, будучи сама продуктом человеческой фантазии, обретает власть над сознанием людей. Это превращение продукта в нечто господствующее над его творцом Фейербах и называл отчуждением.
Маркс увидел здесь аналогию с социально-экономическими явлениями, а именно с отношениями между трудом и капиталом. Как и почему богатство общества, его прогресс - все то, что создано трудом человека, - оказывается чуждым, часто враждебным самим рабочим? Почему, например, фабричный труд (наиболее производительный во времена Маркса) действовал на рабочих отупляюще, превращая их в простой придаток машин; почему замена ручного труда машинами нередко оборачивалась лишь ростом безработицы; наконец, почему созданное человечеством материальное и культурное богатство находится в частной собственности меньшинства, тогда как его действительные творцы - трудящиеся лишены не только контроля над ним, но часто и доступа к нему?
Анализируя этот процесс отчуждения, Маркс начинает с простого: рабочий трудится на фабрике, но продукт фабрики принадлежит не ему, а владельцу средств производства - капиталисту. Продукт труда оказывается чужим для его создателя - это первая, простейшая форма отчуждения труда. Но вслед за этим чужой и чуждой рабочему становится и его собственная производственная деятельность - он не заинтересован в том, что делает; его труд вынужденный, он приходит на фабрику только для того, чтобы заработать себе на жизнь. Эта жизнь начинается для него лишь за воротами фабрики. В результате происходит еще одно превращение: рабочий не воспринимает свой фабричный труд как нечто значимое, как свое участие в созидании общественного богатства. Это ведет к утрате общественного, общекультурного смысла человеческой деятельности. Тем самым жизнь человека как полноправного представителя человечества или, по выражению Маркса, родовая жизнь человека - низводится до роли средства для поддержания его индивидуальной жизни.
Всеобщее отчуждение рабочего от окружающего его общества составляет главную тему экономических исследований Маркса. «Капитал» - это развернутый ответ на вопросы, поставленные им в теории отчужденного труда. В своей теории эксплуатации труда Маркс прослеживает всю «историю» прибавочной стоимости: каким образом она формируется из продукта труда, как она возвращается в производство в виде нового капитала и как замыкается этот цикл «самовозрастания» капитальной стоимости. Маркс показывает, что «самовозрастание» капитала - это особая, присущая капитализму форма общественного прогресса. В ее рамках собственник капитала не только получает власть над трудом нанятого им рабочего, но и подчиняет своим целям сами условия его труда и найма: технологию и организацию производства, направленность технического прогресса, даже характер потребительского спроса. Извлечение прибыли становится самоцелью, подчинение труда капиталу приобретает устойчивый всесторонний характер. Это из книжки "История экономических учений" под редакцией Автономова В. и др.
Тем, кто интересуется вопросом - должно быть полезно.
Этот текст я сначала увидел на довольно странном ресурсе - зайти на него я не могу - forbidden, но в место по ссылке - попадаю.
Вот
здесь и
здесь - книга в онлайне (хотя мне эти сайты не понравились).
Вот здесь можно скачать pdf с ифолдера.
А
вот здесь можно полюбоваться на современного долпайоппа, который патаеццо "разоблачать" Маркса.
Вот примерно таких недоумков создаёт сегодняшнее "высшее оборзование" в Роиссе.