Все мы видели (или хотябы слышали) выступление украинского ветерана, который восхищался немецким концагерем после своего попадания в него.
Но, похоже, ситуация в данном случае не так проста, как кажется.
(Я, честно говоря, не нашёл и не смотрел полный эфир упомянутой ниже программы, так что мне остаётся полагаться на слова написавшей это.)
Таня Травка
Вчера, в 3:12 · Москва · отредактировано ·
#важное Я хочу показать - как работает пропаганда. По сети ходит ролик: кусочек программы Савика Шустера к 9 мая с украинского канала 112. В ролике старик говорит "в Ковеле нас поселили в такой прекрасный концлагерь, мы там как заново на свет родились".
Еврей-ведущий Савик Шустер внимательно смотрит на говорящего - 3 секунды этого взгляда крупным планом тянут на каннскую пальмовую ветвь. Еврей смотрит на человека, расписывающего прелести концлагеря: свет, радио. И многие поведутся на это видео. И я поначалу повелась. Шок это по-нашему.
"Прекрасный концлагерь", в котором украинский ветеран впервые увидел свет и радио - это, конечно, мощно. Не всем довелось в немецких концлагерях свет увидеть, заново на свет народиться, очень не всем.
А теперь - о том, как делается настоящая искусная пропаганда. Не грубые поделки СМИ по принципу "больше ада", по геббельсовскому принципу большой лжи. Тут перед зрителем открывается настоящее окно Овертона, во всей своей иезуитской низости.
Я была настолько шокирована этими словами - что решила посмотреть это трехчасовой победный марафон, особенно - эпизод с этим ветераном. Владимир Иванович Косянчук, узник концлагеря Мессенбург - написано в титрах. Первая подмена редакторов программы Шустера.
Мессенбург не был концлагерем. Это был трудовой лагерь - туда угоняли украинцев рабами, остарбайтерами, на работы для хозяев-арийцев. И он оговаривается, лагерь, концлагерь.. Разница в том, что в одних лагерях - отбирали рабов на принудработы. А другие были машиной массового уничтожения людей. А некоторые были "смешанного типа". А еще были в них вип-зоны - где и кофий откушать можно было, и кое-чему поучиться под надзором профессиональных немецких инструкторов.
И вот этот конкретный дедушка подростком, в 14 лет, был пойман гестаповцами и отправлен именно в трудовой, рабский лагерь..из Житомирской области. Я внимательно прослушала видео, где он говорит про нападение немецкой авиацией на Мирополь, на свой родной край. Это - внимание - Житомирская область, по соседству с Волынской. Житомир принял первые удары фашистов - и этот старик рассказывает о нападении 22 июня 1941 года. Но потом он до 1943 года жил в своем краю. Он побежал, когда немцы подступали к его селу. Побежал искать партизан, догонять отступающую Красную Армию. И не нашел, а попался гестаповцам. Его рассказ сбивчив, его речь - груба и проста, но это откровенная речь, без прикрас, без позы. Речь простого парня, пережившего жуть. Он говорит там о том, как "хозяйнували" немцы. О том, что у них жили тысяч пять евреев, и как их расстреливали немцы. Как он с товарищем это видел, как эти могилы "дышали" еще пару суток.
А что же было сказано непосредственно до "прекрасного концлагеря"? Что произошло с человеком - чтобы ему концлагерь с дезинфекцией, светом и радио - раем показался? Буквально за фразу до этой, которую все так яростно постят - этот дед рассказывает как их 4 суток зимой 1943 года в голых вагонах, полураздетых, без еды и воды - везли в Германию. Как умирали там его сотоварищи, и их сбрасывали в дыру прямо на пути. Как он выжил там, зачерпнув снега в эту же дыру. Ужас этой дороги был такой - что вот этот "концлагерь" пареньку раем показался. Шансом выжить.
И он выжил. И потом рассказывает - как.
Гостевые редакторы, которые позвали старика, жертву войны, на эту программу, которая идет в прямом эфире - совершенно точно работают с гостями. Слушают их истории, подсказывают иногда: человек, не умеющий работать на камеру, часто теряется, сбивается, его к такому эфиру готовят. Это ж не политик, не поп-звезда - это первый эфир для пожилого простого человека! И вот "работа" редакторов на этой программе - это таки ого какая низость. Причем низость недоказуемая, а мы чо - прямой эфир, что хотел то и сказал, нам что - вырубать его на полуслове? Но вы знали, что будет сказано. И камеру на лицо ведущего - вовремя перевели, на крупный план. И вы - сволочи. А вот дед этот - ваша жертва. Он снова жертва, и грех этот будет на вас, как бы не скулили вы про а-нас-то-за-що. За гнуснейший изощренный вид пропаганды.
Единственная фраза из трехчасового марафона попала в сеть. Три часа шесть минут записи прямого эфира! И кто-то отсмотрел и вырезал из трех часов - именно эти 33 секунды. Не знаю, кто это был. Тут может быть много версий: как вбрасываются "материалы" про распятых мальчиков и про сожженых на кресте ополченцев.
Но уже нашими руками из жертвы войны, из пострадавшего подростка, чья судьба чудом сохранила ему жизнь, и который в простоте душевной шо маэ, то везе - делается полицай и вертухай. Мы становимся невольными соучастниками чужой гнусости.
Тем более, что у Украины теперь новые "герои" сопротивления из УПА - кто в лагерях ссовских с женами детей зачинал, кто учился полезным карательным навыкам. И был у нас уже президент, который рассказывал украинцам - как его папа в концлагере впервые кофий откушал. Связать этих хероев с этим стариком - так просто! Так просто поддаться соблазну - сделать из жертвы палача. Выдернуть из одного контекста и вписать в другой контекст. Тем более под высокую риторику о "жертвах УПА", которую вовсю развели сейчас на Украине, где столько миллионов людей пострадало, погибло, но не сотрудничало!
И именно это и происходит. Возникает резкая, как удар током, шоковая реакция - на недопустимое, немыслимое. А потом и повод "поговорить об этом", мнения повысказывать - на тему лагерей. А человеческое сообщество и коммуникация так устроены - что появись любая тема - мнения разделятся. Они разделятся даже по поводу настоящих концлагерей, типа Аушвица - и найдутся добрые души, общечеловеки, которые тут же вспомнят Гулаг, и сравнят, и сравнят в пользу Аушвица. А кто-то вспомнит - про баварское, которое могло б достаться, если б победили не те, а эти. И вот именно так - открываются окна Овертона. И самые чудовищные преступления перед человечеством начинают казаться "меньшим злом".
А старик, жертва войны - получает на весь интернет славу полицая, которому в лагере малина была.
Я хочу предупредить всех: не ведитесь. Посмотрите, как работает пропаганда! Остановитесь - перед тем как распространять ее дальше. Это большой грех - вестись у них на поводу. Я свой пост с этим же видео - убрала под замок именно по этой причине. Не умножать зло. Не умножать передергивания. Не работать на пропаганду. Не превращать жертву в палача - даже в мыслях.
Любой, кто захочет проверить мои слова - может прослушать эту запись. Хронометраж именно этого участника - с 1:11:30 по 1:31:00. Само видео программы будет первым постом к этой записи: иначе ФБ не сохранит текст при перепосте.
Владимир Иванович Косянчук: простите их. Ведают что творят, но вы-то ни в чем не виновны. И прошу всех: остановитесь, не умножайте чужое зло.
Впервые прошу перепоста. Прошу защиты - для живого человека и его доброго имени. Нет гнусости, она не пройдет. Мы остановим ее сами. Своими силами - захлопнем форточку Овертона, откуда веет гнилым трупным запахом. Не бывать тому. Для нас жертвы войны всегда будут жертвами. А палачи и каратели - палачами и карателями. И мы не допустим подмены одних на других.Как бы вы, псы, не старались - развести нас на своей пропагандонской клюкве.