Введение в школьную жизнь

Sep 14, 2010 22:39

Думала, буду адаптировать к школе первоклашек. Но, кажется, это взаимный процесс. Они меня интенсивно "вводят в школьную жизнь". Поняла несколько важных вещей.

Первое. Мы все лохи на нашем прекрасном факультете. Кого-то там консультируем по взаимодействию с детьми, все такие из себя гуманисты, знаем как надо и как не надо и пр. и пр. Но в реальной ситуации, когда ты стоишь и тебе надо просто привлечь внимание класса, чтобы дать задание, и перед тобой 25 маленьких детей, которые еще не могут управлять своим поведением - трудно не впасть в панику. Мне повезло и меня научили учителя. Все-таки повышенный голос или любой громкий звук. Добиться внимания всех и не начинать, пока оно отсутствует. НЕ НАЧИНАТЬ. Обращаться персонально, если кто-то не воспринимает мое обращение как к нему относящееся. И, самое главное, отслеживать ситуацию. Они устают. Реально. И они не умеют. На самом деле НЕ УМЕЮТ. Надо ловить, когда они в состоянии и организовывать ситуацию обучения тут же. Именно ловить.

Второе. Почувствуй себя Юлием Цезарем. "Анастасия Николаевна, а вы знаете, что вчера я был с мамой... Анастасия Николаевна, а посмотрите, куда улетел мой самолетик... Анастасия Николаевна, а Егор опять дерется... Анастасия Николаевна, а помогите мне завязать шнурок... Анастасия Николаевна, а где моя мама... Аааа, Лена, ты хочешь в туалет?? Скорее беги, конечно, можно..." И все это одновременно! Ты завязываешь шнурок, слушаешь про важное событие, разнимаешь драку, успокаиваешь тревожных и ведешь в туалет.

Третье. Принятие решений. Ежеминутно, иногда ежесекундно. Ребенок всех задирает и ему дают сдачи. Что сказать? Как сделать так, чтобы это не повторялось? Не можем ходить по школе организованно(а неорганизованно просто нельзя, все разбегаются и я не могу следить как минимум за возможными травмами) - что делать? Кто-то плачет, а ты не отследила, почему. Что делать? Надо показывать идеальные образцы, а я далеко не всегда знаю, какие они. Постояннно проверяю свои гипотезы.

Четвертое. Индивидуальный, черт бы его побрал, подход. Любимая тема. Они правда очень разные. Все. Ко всем со своей меркой, да, но ко всем и с общей меркой. А попробуй проведи границу! Мой прекрасный очень умный семилетний "бандит" чуть ли не матом ругается на других. "Я тебя убью", "Да пошел ты", "Чтоб ты сдохла". Формалистское "Нельзя говорить такие плохие слова" не действует. Дети ненавидят чтение морали. И прекрасно чувствуют фальшь. Приходится сначала завоевывать авторитет. Быть взрослым, но таким, который берет не фактом взрослости, а фактом большей компетентности. Поиграла с ним в детские карты. Обсудили, почему земля круглая. Сделали тайный договор. Пришлось даже на турнике подтянуться. Один раз. Больше не смогла:) Другой постоянно плачет, потому что его ненавидит класс. Звонит маме, просит забрать. А класс его ненавидит, потому что он, когда в хорошем настроении, ко всем лезет, обнимает, дергает за косички и пр. и не может остановиться. Его бьют. Я не ругаю. Но наказываю. Постоянно демонстрируя, что он не меня раздражает, а просто нарушает наши общие правила. Что он мне все равно нравится. Дико сложно.

Много-много еще всего. Не опишешь. Но я люблю их всех очень-очень. Реально люблю. В них - будущие взрослые. Уже даже видно, какие. И, самое страшное, я вижу какие они будут взрослые в зависимости от нашего к ним отношения. Отношения нынешних взрослых. Которые тоже очень разные. Но которых уже не поменяешь.
Previous post Next post
Up