На днях, после просмотра вечерних новостей НТВ «Сегодня» возникло сильное желание убивать: мощный прилив острой ненависти к Украине, «укропам», карателям, нацистам и всей этой украинско-бандеровской сволочи (прочтите, пожалуйста, до конца).
Однажды уже попавшись на российскую тв-пропаганду, захотелось разобраться с этой резко возникшей ненавистью - уже с точки зрения «как это работает?» (ведь работает же).
Для более-менее объективной картины (а то вдруг прошел случайный репортаж, редакция недосмотрела и т.п.) - возьмем по восемь вечерних выпусков новостей в период с 18.04-25.04.2015 (май намеренно не включен, поскольку в начале мая предсказуемо бОльшую часть выпусков занимает тематика юбилея Победы).
Итого 16 выпусков двух основных российских новостных каналов: ОРТ и НТВ (надо бы и РТР, но просто не хватило жизненных сил организма).
ОРТ «ВРЕМЯ» (
http://www.1tv.ru/)
Общая статистика.
Все репортажи одного выпуска можно условно разделить на три основных блока:
1) «Россия» (внутрироссийские события от лесных пожаров до заседаний кабмина);
2) «Украина»;
3) «Внешний контур» (Йемен, Иранская ядерная программа, протесты негров в США, извержение вулкана и т.п.).
Если сделать посекундный хронометраж выпусков, то получается вот такая структура программы «Время» (в минутах):
Видим, что Украина занимает около трети эфирного времени новостей.
Сразу отмечаем характерную деталь: у ОРТ, в отличие от НТВ, выпуски новостей сильно раздроблены: до 20-25 репортажей. То есть сетка выпуска строится так, чтобы создавать эффект разрозненности восприятия, и как следствие - отсутствие цельной картины.
Как это работает?
Приём: осознанная бессистемность подачи формирует неосознанную бессистемность восприятия.
В то же время «украинские» репортажи, как правило, идут подряд, один за другим, что образует единственный цельный блок в общей сборной мозаике. Вот так, например, выглядит сетка выпуска программы «Время» за 19 апреля 2015 (синий цвет - Россия, красный - Украина, желтый - события за рубежом):
Видим красный блок - мощный информационный клин, вбиваемый в подсознание.
Как это работает? Приёмы:
1) Очередность. Первый «российский» блок (синий) - разрозненные сюжеты (общение с Путиным, пожары, Хакасия). В этом блоке нет связности подачи и поэтому, несмотря на внешне преобладающий хронометраж (42.12), картинка не воспринимается как цельная.
2) Смысловая цельность и последовательность (т.е. системность) второго (красного) блока. Время (31.38) подается и соответственно воспринимается цельно, как один репортаж.
3) Эмоциональная нейтральность третьего (желтого) блока (сотрудничество с Ираном, события в Йемене), поэтому памятью (сознанием) не фиксируется (ну что нам до Йемена?), оставляя в памяти лишь предыдущий, «украинский» блок.
Итого: «российский» блок занимает бОльшую часть эфирного времени, но разрознен и разбит на мелкие репортажи. «Украинский блок» за счет цельности, последовательности и негативной подачи значительно превосходит первый. В результате в сознание вклинивается только красный блок.
Как это работает?
Приём: Бессистемность подачи «российского» и системность «украинского».
НТВ «СЕГОДНЯ» (
http://www.ntv.ru/).
Общий хронометраж «Сегодня» меньше, чем на ОРТ, зато Украина занимает почти половину "россйского" блока эфирного времени:
Для наглядности сравнения поставим рядышком:
А вот сетка выпуска программы «Сегодня» за 22 апреля 2015 г.:
Такой же «клин» новостей, подаваемый цельным блоком.
Ну и тоже - сравним сетки:
(Замечу, что, если на ОРТ сетка выпуска, как правило, стандартная, то на НТВ она варьируется и не всегда выглядит подобным образом, т.е. в случае НТВ это НЕ закономерность - но как пример).
Ну и можно еще динамику посмотреть - доля Украины в новостных выпусках:
Удивителен скачок 19 апреля, правда?
Тоже вначале подумалось, что ошибка: что неправильно посчитано или где-то допущена опечатка в цифре. Но после перепроверки оказалось, что ошибки нет. А знаете, что еще было 19 апреля? Прямая линия с Путиным. Контраст, "друг и враг" и все такое...
Однако перечисленное (статистика, сетка, хронометраж, очередность подачи и т.п.) - лишь технические средства воздействия. Уже только одни они очень эффективны, поскольку работают с подсознанием, что всегда сильнее - некоторые специалисты называют это «информационной интоксикацией».
Теперь что касается содержательной части - собственно текста.
Контент-анализ (количественные и качественные приемы анализа текста) позволяет отследить уже стиль, направленность подачи, т.е. содержание репортажей.
В частности, смотрим лексику применительно к сторонам конфликта.
Сравним лексический ряд:
Как это работает?
НТВ заимствован исключительно ассоциативный лексический ряд Великой Отечественной войны - очень глубинного для всех нас, безотказно остро действующий на эмоционально-подсознательное восприятие (т.е. на подсознание).
Потому что с детства, с рождения мы ассоциируем эти слова ТОЛЬКО с конкретным наполнением. Это как свастика - сколько ни рассказывай нашему человеку о том, что это древний языческий символ, у нас она навсегда будет ассоциироваться с фашистской Германией и всегда - всегда! будет восприниматься остро негативно.
Кроме этого, образ «врага» у НТВ многократно усиливается за счет вплетения в украинский блок американской тематики - ведь на США у большинства тоже уже выработан условный рефлекс. Получаем уже не «сдвоенный», а «строенный» образ «врага».
Так выглядит тройная конструкция «врага»:
Попробуй после этого не проникнуться идеей, что «наше дело правое».
Поэтому, если ОРТ более корректно и нейтрально (или менее профессионально с точки зрения информационного противоборства), и манипулирует в основном техническими средствами, то НТВ гораздо более профессиональнее и - утончённее, что ли, потому что использует комплексное системное воздействие:
1) Очередность подачи, сетка выпуска
2) Временной промежуток (хронометраж)
3) Ассоциативный лексический ряд Великой Отечественной войны
4) «Строенный» образ «врага».
В самом общем виде схема воздействия ТВ-новостей (вбиваемый в сознание клин) выглядит так:
На этом пока всё.
Воздержусь от каких-либо оценок, выводов и развертывания логических цепочек - их каждый волен сделать САМ. Это не недоговоренность или политкорректность, а приглашение самостоятельно подумать, задуматься, осмыслить. Честно, вдумчиво, не торопясь и без эмоций - не используют ли вас?
«Люди, будьте бдительны!»
И просто - думайте, люди. Думайте. Думайте.
Добавление.
Заключение все-таки получилось. Просто - два исчерпывающих комментария:
20_00 А вывод простой - ТВ не является источником информации, а является средством формирования суждений.
timur_nechaev77 ТВ конечно средство информации, и даже пропагандистский плакат - средство информации. А средство формирования суждений, оно в голове :)
ЗЫ (Хотелось бы, чтобы многие прочли, поэтому в виде исключения публикую здесь)
Asnecto