Знаменитое «Шуйское дело» имеет обширную библиографию. В советский период поддерживалась историко-партийная версия изложения шуйских событий. Сегодня, понятное дело, ориентиры изменились и упор делается на другую "истинноверную" - церковную - версию событий.
Однако самое интересное и неоднозначное в этом деле (о чем сегодня редко упоминается, а иногда не упоминается вовсе) - его экономическая и религиозная подоплека. Губерния была весьма зажиточная по тем временам, а храмы г. Шуи были не только духовным центром уезда, но и местом паломничества верующих и богомольцев из центральных регионов России. К тому же дата описи и изъятия ценностей из Воскресенского храма - 15 марта 1922 г. - была выбрана... ну скажем прямо, тупо - накануне большой ярмарки и массового стечения паломников и богомольцев.
Проще говоря, изначально корни беспорядков были не столько в "наезде" на церковь, а банальном недовольстве сытого зажиточного крестьянства и множественных "предпринимателей" губернии наездами на свое имущество, т.е. в целом советской властью.
Т.е., крестьяне боролись не столько "за веру", но и за свой карман, а очагом бунта стала не кампания по изъятию ценностей, а в целом сильные антисоветские настроения в губернии. Кампания послужила лишь катализатором развязки, горящей спичкой к бочке пороха...
Как уже было сказано, написано об этом деле много, а формат блога достаточно ограничен. Поэтому тем, кто интересуется этой страничкой истории более подробно, предлагаю вот эту статью:
Ильин А.Ю. МАРТ 1922 г.: ЦЕРКОВЬ, ВЛАСТЬ, ОБЩЕСТВО (светский взгляд на события 13-15 марта в г. Шуе Иваново-Вознесенской губернии).
Статья великолепная и редкая по нынешним временам: подробная, с обширным списком архивных документов. На мой взгляд, очень объективный, взвешенный и беспристрастный взгляд на Шуйские события, трезво развеивающий один из мифов советско-церковной истории.