Наверняка многие знают эту картину:
Одна из трех моих самых любимых (после
«Московского дворика» и «Последнего кабака у заставы»).
Это непарадный и известный еще со школьных учебников официально-праздничный и «сказочный» Васнецов с его «Тремя богатырями» и «Иваном-Царевичем».
Безысходная, щемящая, безнадежная - но - прекрасная.
Незамысловатый сюжет, реалистичный и грустный, но без нарочитой сентиментальности с«вышибаниемслезы», как это проскальзывает иногда у Перова. И единственный верный спутник - собака…
То ли колористика, цвет «тормозят» у картины - сдержанные, неброские, строгие тона. То ли контраст между строгой и бесстрастной, величественной и торжественно-державной Петропавловкой и - старостью, одетой в рубище.
Кстати, почему-то именно этот город и в литературе (
"Медный всадник", «Шинель», «Проспект», «Ночь, улица, фонарь, аптека») и в живописи часто служил фоном личной трагедии, фоном натянутой струны, щемящей ноты.
Сравните с «Неизвестной» Крамского - ТОТ ЖЕ город:
И печальные, контрастирующие с общим строгим и стройным фоном глаза.
Вы никогда не вглядывались в них?
Вглядитесь:
Ее часто называют «Незнакомка», путая по ассоциации с Блоком.
Но это НЕ Незнакомка. Это совсем другая женщина.
А вот город - тот же - город Башмачникова и Художника, Евгения и Незнакомки.
Город - особая сущность- живая, одухотворенная.
Живущий собственной жизнью персонаж, главное действующее лицо.
Что мне в этой картине?
Может быть, подсознательное чувство вины за этих стариков?
Причем «действующей» вины, поскольку картина становится все более современной и актуальной?
Или «зов крови» - место моего рождения - Питер (тогда еще Ленинград)?
Что в ней?