"С квартиры на квартиру"

Oct 31, 2012 08:38

Наверняка многие знают эту картину:




Одна из трех моих самых любимых (после «Московского дворика» и «Последнего кабака у заставы»).

Это непарадный и известный еще со школьных учебников  официально-праздничный и «сказочный» Васнецов с его «Тремя богатырями» и «Иваном-Царевичем».

Безысходная, щемящая, безнадежная - но - прекрасная.


Незамысловатый сюжет, реалистичный и грустный, но без нарочитой сентиментальности с«вышибаниемслезы», как это проскальзывает иногда у Перова. И единственный верный спутник - собака…

То ли колористика, цвет «тормозят» у картины - сдержанные, неброские, строгие тона. То ли контраст между строгой и бесстрастной, величественной и торжественно-державной Петропавловкой и - старостью, одетой в рубище.

Кстати, почему-то именно этот город и в литературе ( "Медный всадник", «Шинель», «Проспект», «Ночь, улица, фонарь, аптека») и в живописи часто служил фоном личной трагедии, фоном натянутой струны, щемящей ноты.

Сравните с «Неизвестной» Крамского - ТОТ ЖЕ город:




И печальные, контрастирующие с общим строгим и стройным фоном глаза.
Вы никогда не вглядывались в них?
Вглядитесь:




Ее часто называют «Незнакомка», путая по ассоциации с Блоком.
Но это НЕ Незнакомка. Это совсем другая женщина.
А вот город - тот же - город Башмачникова и Художника, Евгения и Незнакомки.

Город - особая сущность- живая, одухотворенная.
Живущий собственной жизнью персонаж, главное действующее лицо.

Что мне в этой картине?
Может быть, подсознательное чувство вины за этих стариков?
Причем «действующей» вины, поскольку картина становится все более современной и актуальной?

Или «зов крови» - место моего рождения - Питер (тогда еще Ленинград)?
Что в ней?

культура, живопись, поэзия

Previous post Next post
Up