Я вообще не люблю Врубеля с его бесконечными демонами, но почему-то еще в школе и на всю жизнь зацепил его «Ангел с кадилом и свечой» 1887 г.
А точнее, наверное, будет сказать - АНГЕЛ-ДЕМОН:
Неформатное для того времени полотно - узкое, вертикальное.
БЕСПЛОТНЫЙ ДУХ - глядя на эту картину, реально чувствуешь суть этих слов, понимаешь, что такое "вне времени и пространства". Время в этой картине останавливается, его нет.
Это не жизнерадостные амурчики Возрождения - пышечки Рубенса или Рафаэля…
Может быть, потому что в основу легло лермонтовское «По небу полуночи ангел летел…»?
И разве мог у Лермонтова хоть кто-нибудь, пусть даже ангел, быть счастливым?
Конечно, нет:
Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез.
И вот он Ангел - ДУХ.
Страдающий и скорбный, но при том дух неумолимый, властный и величавый:
В пространстве синего эфира
Один из ангелов святых
Летел на крыльях золотых
И душу грешную от мира
Он нес в объятиях своих…
А ведь этот ангел - это не просто ангел, это Ангел Смерти - светлый и строгий.
Он не летит, он восходит, он идет за душой.
Какая величавая, гордая, властная красота.
Очень точно об ангелах Врубеля писал Шаляпин:
«В тяжелые годы нужды он в соборах писал архангелов и, конечно, это они, архангелы, внушили ему демона. И писал же он своих демонов! Крепко, страшно, жутко и не отразимо. Я не смею быть критиком, но мне кажется, что талант Врубеля был так грандиозен, что ему было тесно в его тщедушном теле. И Врубель погиб от разлада духа с телом».
Можно ли назвать это иконой, канолично ли изображение?
И да и нет.
Да - потому что написано одновременно и в исчезающем эхе византийской традиции иконописи - строгости и торжественности композиции, колорите, свободе кисти.
Нет - потому что, глядя на этого Ангела, не думаешь о блаженстве или вечной жизни.
Глядя на него, думаешь о смерти.