Ангел или Демон?

Aug 11, 2012 13:11

Я вообще не люблю Врубеля с его бесконечными демонами, но почему-то еще в школе и на всю жизнь зацепил его «Ангел с кадилом и свечой» 1887 г.

А точнее, наверное, будет сказать - АНГЕЛ-ДЕМОН:



Неформатное для того времени полотно - узкое, вертикальное.

БЕСПЛОТНЫЙ ДУХ - глядя на эту картину, реально чувствуешь суть этих слов, понимаешь, что такое "вне времени и пространства". Время в этой картине останавливается, его нет.

Это не жизнерадостные амурчики Возрождения - пышечки Рубенса или Рафаэля…
Может быть, потому что в основу легло лермонтовское «По небу полуночи ангел летел…»?

И разве мог у Лермонтова хоть кто-нибудь, пусть даже ангел, быть счастливым?
Конечно, нет:

Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез.

И вот он Ангел - ДУХ.
Страдающий и скорбный, но при том дух неумолимый, властный и величавый:

В пространстве синего эфира
Один из ангелов святых
Летел на крыльях золотых
И душу грешную от мира
Он нес в объятиях своих…

А ведь этот ангел - это не просто ангел, это Ангел Смерти - светлый и строгий.
Он не летит, он восходит, он идет за душой.
Какая величавая, гордая, властная красота.

Очень точно об ангелах Врубеля писал Шаляпин:
«В тяжелые годы нужды он в соборах писал архангелов и, конечно, это они, архангелы, внушили ему демона. И писал же он своих демонов! Крепко, страшно, жутко и не отразимо. Я не смею быть критиком, но мне кажется, что талант Врубеля был так грандиозен, что ему было тесно в его тщедушном теле. И Врубель погиб от разлада духа с телом».

Можно ли назвать это иконой, канолично ли изображение?
И да и нет.

Да - потому что написано одновременно и в исчезающем эхе византийской традиции иконописи - строгости и торжественности композиции, колорите, свободе кисти.

Нет - потому что, глядя на этого Ангела, не думаешь о блаженстве или вечной жизни.
Глядя на него, думаешь о смерти.

культура, живопись, иконопись, поэзия

Previous post Next post
Up